Вопрос о необходимости восстановления здания музыкального вокзала поднимался еще с 1970-х годов. В 1978-м павловский дворец-музей разработал эскизный проект восстановления, но реализован он не был. Согласившись с концепцией восстановления утраченного памятника, члены Совета по сохранению культурного наследия отметили, что для этого достаточно иконографических материалов, а также дали ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при дальнейшей разработке эскизного проекта. По мнению совета, нужно проработать вопросы функционального использования комплекса, транспортной доступности, а также предложить архитектурные приемы, обозначающие, что восстановленное здание не является подлинным.
В 2023 году Институт истории материальной культуры (ИИМК) РАН выполнил по заказу ОАО «РЖД» археологическое обследование, в ходе которого были обнаружены исторические фундаменты Павловского вокзала. ФГБУК «Государственный музей-заповедник «Павловск»» (ГМЗ «Павловск») подготовило историко-культурное исследование с целью включения в предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Павловский дворцово-парковый ансамбль» исторического местоположения и облика музыкального вокзала и моста через Вокзальный пруд. Помимо восстановления вокзала, предполагается также отреставрировать прилегающую к нему территорию Павловского парка, в том числе восстановить ее историческое планировочное решение, трассировку аллей, выполнить реставрацию Вокзального пруда и фонтанов. Восстановление железной дороги не планируется — обсуждается только возможность создания небольшой мемориальной реплики железнодорожных путей.
По инициативе Российских железных дорог сформирован совет по реализации проекта воссоздания музыкального вокзала под председательством министра культуры России Ольги Любимовой и генерального директора — председателя правления РЖД Олега Белозерова. Первое заседание этого органа прошло в Петербурге 9 ноября 2023 года с участием губернатора Александра Беглова.
Как сообщили «Ъ-СПб» в пресс-службе КГИОП, на заседании Совета по культнаследию не называлась стоимость предполагаемого проекта — речь шла только о концепции. В компании-проектировщике — институте «Ленгипротранспуть» (филиал АО «Росжелдорпроект»), «Ъ-СПб» также сказали, что стоимость пока не определена. В пресс-службе РЖД уточнили, что воссоздание Павловского музыкального вокзала — проект ОАО «РЖД», который будет реализован за счет средств компании. Детали пока не раскрываются.
По словам депутата городского парламента, лидера партии «Новые люди» в Санкт-Петербурге Дмитрия Павлова, проект рассчитан на достаточно долгую перспективу. «Не планируется и даже не обсуждается, что воссоздать музыкальный вокзал успеют к 250-летию основания Павловска, которое пригород отметит в 2027 году»,— сказал парламентарий.
В Павловском парке на территории, где стоял памятник, сегодня располагаются стадион и тренировочные площадки, и потому господин Павлов заверил, что, как депутат, лично проследит за тем, чтобы процесс разработки проекта восстановления был синхронизирован со строительством «альтернативных» спортивных объектов для жителей Павловска. Город уже выделил землю под сооружение одного спортобъекта — на улице Архитектора Данини в Пушкине. Кроме того, на Елизаветинской улице в самом Павловске Генпланом предусмотрено место под объект спортивного назначения.
Открытый 30 мая 1838 года вокзал в Павловске, построенный по проекту А. И. Штакеншнейдера, стал первым в России сооружением подобного типа, определившим как архитектурное решение, так и само наименование зданий пассажирских железнодорожных станций. Слово «воксал», как оно первоначально писалось, произошло от английского vauxhall по названию общественного сада в пригороде Лондона. Павловский вокзал на протяжении почти ста лет был важнейшим культурным центром России и Европы.
Вскоре после открытия здание стало считаться «первой русской летней филармонией», так как вокзал также служил концертным залом, куда на лето перемещалась музыкальная жизнь Петербурга. В романе «Идиот» Достоевского отражены, например, впечатления о павловских концертах Иоганна Штрауса. Кроме него, на летней площадке Павловского вокзала выступали Рубинштейн, Прокофьев, Глазунов, Глиэр, Шаляпин, балерина Анна Павлова. Чтобы все желающие могли посетить концерты, значительно увеличивалось количество поездов: из Петербурга даже запускали до Павловска экстренные рейсы, которые назывались «музыкальными».
Во время Великой Отечественной войны здание музыкального вокзала в Павловске было полностью утрачено. Это, по оценке КГИОП, привело к существенной деградации значительной части Павловского парка — южной части района Большой звезды, локальной доминантой которого являлось здание вокзала.
Александра Тен
Источник