Вендинг тянется к образованию


Торговые автоматы ищут ниши для развития

Рынок вендинга растет в Петербурге опережающими другие отрасли темпами. Так, по оценкам экспертов, рост за прошлый год составил 27%. В 2024-м ожидается прирост на 14% — оборот этого бизнеса должен достичь 6,5 млрд рублей. Для расширения ищут новые ниши: Союз операторов торговых автоматов (СОТА), заручившись поддержкой в Совете Федерации, пытается опробовать в городе на Неве проект «Вендинг в школах», установив в образовательных учреждениях около 2 тыс. аппаратов с какао, горячим шоколадом и снеками. Однако инициаторы столкнулись с серьезным противодействием со стороны комбинатов школьного питания, говорят в СОТА. Представители школ это подтверждают.

По данным исследования компании «Вендекс», оборот рынка вендинга в Петербурге за 2023 год вырос с 4,5 млрд до 5,7 млрд рублей, то есть на 27%.

Старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве России Оксана Полищук прогнозирует, что оборот в этой сфере за 2024 год увеличится на 14% и достигнет 6,5 млрд рублей. К слову, отрасль активно растет во всем мире. Согласно прогнозам консалтинговой компании Fior Markets, мировой рынок вендинга вырастет до $160,9 млрд уже к 2032-му, а прирост в среднем будет равняться 10,8% в год.

Тяга к образованию

Операторы рынка стремятся расширять присутствие в Петербурге в том числе и за счет образовательных учреждений.

В 2023 году комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддержал проект Союза операторов торговых автоматов (СОТА) и KiT Vending (ООО «КИТ ИНВЕСТ») по размещению в школах автоматов с едой, разослав рекомендательные письма во все региональные министерства образования. Пилотным городом стала Северная столица: официальный партнер СОТА ASP Vending (ООО «АСП Групп Юг») установил автоматы в школе № 257 Пушкинского района.

Всего в 680 школах городе на Неве в течение двух лет может появиться около 2 тыс. вендинг-автоматов с какао, горячим шоколадом и снеками. Инициаторы проекта говорят, что это принесет примерно 1,5 млрд рублей выручки, а образовательные учреждения после реализации идеи начнут ежегодно получать 150 млн рублей прибыли.

Пока, однако, темпы установки аппаратов не очень высокие.

Проект находится в подвешенном состоянии из-за нехватки компаний с правом установки аппаратов, поделился с «Ъ-СПб» председатель правления СОТА Кирилл Хватов. По его словам, участниками могут стать только члены Союза операторов торговых автоматов. Они же и оплачивают аренду места в учебном заведении. В среднем, по словам господина Хватова, это обходится в 5 тыс. рублей в месяц.

«Реализовать проект в школах могут только крупные операторы, у которых хватает финансовых ресурсов для закупки необходимого количества автоматов и их качественного обслуживания. Чтобы гарантировать результат, берем только участников союза. Мы и на Совете Федерации представляли его как проект СОТА, где поставки осуществляют наши члены»,— объясняет председатель правления СОТА. Предприниматели рассчитывают заключать договоры со школами минимум на три года, чтобы инициатива окупилась.

«В Петербурге мы уже выполнили первый пилот и видим открытые ворота новых возможностей. Наш проект принесет дополнительный доход в школьные бюджеты. 5% от выручки автомата идет школе, что, несмотря на вроде маленький процент, довольно большие деньги. Итоговая прибыль может доходить до сотен миллионов рублей»,— уточняет управляющий партнер ASP Vending Александр Шулаков.

«Петербург хоть и довольно медленно, но помогает. Нас поддерживает администрация. В ближайшее время мы собираемся совместно разработать дорожную карту для проекта»,— добавил господин Шулаков.

Без энтузиазма

Впрочем, городские власти проект комментируют достаточно сухо. В комитете по образованию Петербурга утверждают, что установка автоматов в школах регулируется на локальном уровне — уставом каждого учебного заведения. На том же уровне определяется и срок, на который устанавливается вендинговая машина.

Как говорят в СОТА, в петербургских школах уже установили около 100 вендингов, но проект затормозился из-за проблем с комбинатами питания, которые организуют работу столовых.

«В Петербурге мы столкнулись с серьезным противодействием комбинатов школьного питания и обычным набором бюрократических барьеров от чиновников из сферы образования. Работа по реализации проекта идет сложно и медленно»,— рассказал господин Хватов.

Он уточнил: после запуска комбинаты отправили провокационные письма участникам проекта и в школы, где могли бы установить вендинги.

«Комбинаты начали переживать, что потеряют клиентов. Они оказывали давление на директоров школ неофициальными письмами, после чего те стали отказываться от сотрудничества»,— вспоминает господин Хватов.

Эту информацию отчасти подтверждают в учебных заведениях. Как сообщила сотрудница одной из школ Фрунзенского района, определенное противодействие установке вендингов действительно есть. «У нас аппараты не стоят, однако, как рассказывала директор другой школы в нашем районе, они поставили вендинги и были ими довольны. Но потом «сверху» пришло письмо, что для работы аппаратов не оформлены должным образом документы, и все пришлось демонтировать»,— отметила собеседница «Ъ-СПб» на условиях анонимности.

Член постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Александр Шишлов скептически отнесся к проекту «Вендинг в школах».

«Не вижу оснований для централизованного внедрения вендинговых автоматов во всех петербургских школах. В разных школах существуют разные потребности, разные приоритеты. Полагаю, что подобные вопросы следует обсуждать на школьных советах и принимать решения с учетом интересов и мнений родителей, учителей и учащихся. Коммерческие интересы здесь не должны быть решающим фактором»,— уточнил господин Шишлов.

Цена вопроса

В 2023 году средняя стоимость вендингового аппарата в Северной столице составляла около 270 тысяч рублей, с начала 2024-го сильных колебаний цен не происходило.

Наиболее крупные российские производители среди местных ресейлеров — АО «Ювенко», которое управляет петербургским заводом Unicum, «Мегас Вендинг» (ООО «Мегас») и компания по выпуску кофейных автоматов ООО «Петро-Сервис».

На отечественные предприятия приходится лишь треть продаж оборудования, а основная часть остается за Китаем. По словам госпожи Полищук, уход американских и европейских компаний из ниши объясняется санкциями 2022 года и ростом курса валют.

«Пока российским компаниям не удалось заменить европейские автоматы в премиальном сегменте. У зарубежных производителей лидирующие позиции занимают итальянские Saeco и Necta, швейцарская Franke и американская Vendo»,— дополняет госпожа Полищук.

Самое популярное направление — продажа кофе и снеков через вендеры. Далее идут микромаркеты, которые, в отличие от классических автоматов, не имеют ограничений по упаковке продуктов и разнообразнее по ассортименту. К примеру, популярная сеть пекарен «Хлебник» планирует запустить 350 микромаркетов в ближайшие два года.

Ранее стало известно еще об одной инновации на рынке торговых автоматов. Производитель Unicum занимается внедрением голосового ассистента в кофемашины, которые будут использоваться в микромаркетах Self.

Стефания Барченкова

Источник