В Смольном соборе продолжаются работы по восстановлению утраченного 23-метрового иконостаса. Одно из главных украшений храма работы Максимилиана Месмахера, было утрачено после революции. Для того, чтобы написать лики святых с исторической точностью, художники проанализировали свыше 2 тысяч архивных документов и черно-белых фото. О кропотливой работой в художественных мастерских и самом соборе – в репортаже телеканала «Санкт-Петербург».
Так выглядит эскиз будущего иконостаса Смольного собора. Художники в мастерской пока трудятся над воссозданием 11 из 22 икон. Опираются мастера на архивные документы и черно-белые фотографии.
Детали уже не разглядеть, однако, можно увидеть композиционные решения сюжетов, масштабы фигур, темные и светлые силуэты.
Иконы писали разные художники, поэтому, информацию о цвете их работ собирали, можно сказать, по крупицам.
«Все эти мастера, хотя бы по несколько работ этих мастеров, есть в петербургских музеях, и можно понять, как эти мастера писали. Ну, а кого нет в музеях, например, Якобс, есть в репродукциях, можно посмотреть», – рассказывает художник-реставратор Ярослав Штеренберг.
С особым трепетом художники относятся к иконе «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института» кисти Алексея Венецианова.
Единственный сохранившийся оригинал находится в запасниках Русского музея.
Художники сделали выкраски оригинальных цветов почти пятиметровой иконы. Кропотливая работа заняла целый день. Затем мастера составили палитру, которая в том числе задала общий тон всего иконостаса.
Иконы выполнены в приглушенных, бежевых, тонах – неклассических для русской иконописи того времени. Мастера подражали работам итальянских живописцев.
«Стиль той эпохи надо передать. Много талантливых современных можно написать, но это не будет отсыл к той живописи 19 века. Поэтому, используются материал и наследие этих художников», – говорит художник Геннадий Журавлев.
Иконостас в Смольном соборе был создан в 1875 году по проекту архитектора Максимилиана Месмахера. Cерьезно пострадал после революции, а в 70-х годах прошлого столетия был утрачен.
Сейчас в соборе уже собран металлический каркас, он спрятан под строительными лесами. Проводятся работы по воссозданию резных элементов.
«Правый предел иконостаса уже начат в производстве обрамления того исторического облика, который был задуман архитектором. Установлены царские врата, установлены фрагменты первого яруса. Материалы используют те, которые были исторически. Это, конечно, дерево – липа», – посвящает в детали настоятель Смольного собора, протоиерей Петр Мухин.
Планируется, что первые иконы из мастерской в Смольный собор переедут уже летом этого года.