В Петербурге показали подлинные эскизы Всеволода Мейерхольда: выставка посвящена 150-летию со дня рождения режиссера


Подлинные эскизы к постановкам Всеволода Мейерхольда представили в Театральной библиотеке. Выставку посвятили 150-летию со дня рождения выдающегося режиссера.

В экспозицию вошли свыше 30 рисунков костюмов, бутафории, париков и грима, выполненных в том числе главным декоратором императорских театров, художником Александром Головиным. Впрочем, это – не единственная выставка, которая открыта в эти дни в Театральной библиотеке.

«Электру» Всеволод Мейерхольд поставил в Мариинском театре в 1913-м году. На эскизах художника Александра Головина – внимание не только к костюмам, украшениям, но даже к жестам и движениям рук.

Постановки в императорских театрах прорабатывались детально. Только к «Маскараду» было выпущено несколько сотен рисунков.

«Где-то в районе 70 женских костюмов, столько же мужских и еще приблизительно столько же – это эскизов всевозможных головных уборов, деталей», – говорит куратор выставки «Театр Мейерхольда. Императорская сцена» Юлия Шутова.

На экспозиции – свыше 30 эскизов к 8 спектаклям, которые Всеволод Мейерхольд ставил на сценах Александринского и Мариинского театров с 1908-го по 1917-й годы.

«Также есть эскизы Дмитрия Семеновича Стеллецкого к неосуществленной постановке «Царь Федор Иванович». Они интересны, они – как иконопись. Очень жаль, что постановка не была осуществлена, но они действительно очень красивые», – продолжает Юлия Шутова.

«Экспозиция дополняется виртуальный выставкой, попасть на которую можно с помощью QR-кодов. Там представлен в том числе журнал выдачи книг библиотеки: Мейерхольд, когда готовился к спектаклям, приходил именно сюда, и, как отмечают сотрудники библиотеки, был прилежным читателем, который всегда возвращал литературу».

Тему театров продолжает экспозиция, посвященная драматургу Семену Ан-скому. В библиотеке впервые показали оригинал пьесы «Дибук». Она считалась одной из самых репертуарных в 20-м столетии. Мистическая драма о духе умершего, который застрял между двух миров, легла в основу фильма, снятого в 1937-м году.

«Понятно, почему эта пьеса имела и имеет такой большой сценический успех. Потому что это вызов для исполнительницы главной роли. В какой-то момент актриса, играющая главную героиню, сохраняя свое лицо, костюм, ничего с ней не происходит, должна полностью поменять голос, пластику, манеру поведения. Она становится другим человеком», – рассказывает куратор выставки «Меж двух миров. Семен Акимович Ан-ский и его пьеса «Дибук» Валерий Дымшиц.

Рукопись считалась утраченной несколько десятилетий. В начале 2000-ных годов сотрудники библиотеки обнаружили ее в фонде драматической цензуры. Пьесу Ан-ский написал ровно 110 лет назад во время этнографической экспедиции по юго-западу.

Экспозицию дополняют архивные документы и фотографии, посвященные театральной жизни пьесы.

Источник