В «Экспофоруме» показали, как будет выглядеть ЖКХ будущего


Павильоны «Экспофорума» на этой неделе стали прообразом ЖКХ будущего –идеального коммунального хозяйства. На выставке – современная уборочная техника – мобильная, многофункциональная. Обсуждения в кулуарах и на деловых сессиях – сплошь о новых технологиях и искусственном интеллекте. Так в Петербурге проходил ежегодный и единственный в своем роде отраслевой международный форум для всех, кто работает в системе ЖКХ и в смежных сферах.

Если бы все, что там показывали, и о чем говорили, разом заработало, то наше с вами жилищно-коммунальное существование выглядело бы примерно так: умные сервисы следят за вывозом мусора и порядком в доме, искусственный интеллект полностью контролирует работу всех инженерных систем мегаполиса, роботы принимают платежи, заявки жителей и следят за их исполнением.

Впрочем, часть из того, что мы перечислили, в Петербурге – уже реальность. Те же самые чат-боты, через которые мы оплачиваем счета или передаем показания. Есть более сложные сервисы – мы о них можем не знать, но профессионалы этим уже давно пользуются. Так что ЖКХ и «цифра» вполне совместимы.

ЖКХ, говорят эксперты, слишком консервативная отрасль. Так что технологии приходят туда постепенно. Впрочем, Петербург все же стремится идти в ногу со временем. Например, уже сегодня диагностику тепловых сетей проводят с помощью роботов.

«Эти изделия могут передвигаться по изгибам трубопровода на низких диаметрах. Это, конечно же, и звуковые датчики, которые ставят у нас. Эти датчики призваны превентивно выявить место, где возникнет дефект, вытекание. То есть, это те дефекты, которые не случились, они были выявлены заранее, заранее устранены», – сказал председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга Станислав Протасов.

Эта передвижная лаборатория помогает выявить дефекты на кабельных линиях. Специалисты выезжают на место аварии и подключаются к объекту. Далее с помощью программного обеспечения устанавливают, где именно произошел обрыв или замыкание.

А еще этой зимой на центральных улицах Петербурга стали применять инновационные средства борьбы со льдом. Экологически безопасные и полностью растворимые реагенты работают при температуре до минус 30 градусов. В то время как техническая соль выдерживает температуру до минус 10.

«Материалы, которые по ГОСТу производят, имеют низкий класс коррозийной опасности. Их коррозионное воздействие должно быть не больше, чем у дождевой воды. Они безопасны для машин и зеленых насаждений», – отметил участник выставки «ЖКХ России» Рудольф Пономарев.

Для контроля за городским хозяйством и выявления нарушений в Петербурге активно применяют систему видеоанализа. Искусственный интеллект собирает информацию с камер и сообщает системе «Безопасный город» о состоянии дорог, фасадов, скопившемся мусоре. Все большее распространение получают камеры в многоквартирных домах. Они – дополнительная защита от вандализма, краж и других нарушений. Сегодня эти технологии может позволить себе почти каждый дом. Жильцы не платят за монтаж оборудования, а только за услугу – пару сотен рублей в месяц. В зависимости от тарифа информация с камер хранится 1-2 недели. Но до сих пор многие горожане предпочитают железную дверь.

«По нашей статистике, в домах, где мы устанавливаем системы видеонаблюдения, кражи и прочие неприятности снижаются на 97%. Видеонаблюдение является дополнительным фактором, что дом будет сохранен, меньше завандалят лифты и зоны прохода», – объяснил участник выставки Алексей Иванов.

А вот систему управления жилфондом искусственный разум, как будто, обходит стороной. Но как раз технологии и могут сделать управляющие компании ближе к людям, и проблема диалога собственников и коммунальщиков будет решена

«Первое, куда нужно внедрить искусственный интеллект и современные технологии, цифровизирующие отрасль, это в процесс взаимодействия между собственниками и управляющей организацией, чтобы ни одна заявка, ни одно обращение не осталось без внимания, чтобы они выполнялись точно в срок, чтобы давались точные ответы», – сказал участник выставки «ЖКХ России» Борис Валит.

«Современные системы, они имеют все необходимые инструменты, чтобы обеспечить это оптимальное управление, плюс обеспечить сбор заявок по самым разным каналам – по телефону, электронной почте, с помощью мессенджеров. Это очень важно, потому что от этого зависит себестоимость и в конечном итоге квартплата, которую оплачивают управляющим компаниям», – отметил участник выставки Максим Клемешов.

Организация может вести учет по своим домам, лицевым счетам, которые в нее входят, а также мониторить заявки, связанные с аварийно-диспетчерской службой, мониторить саму заявку, смотреть, как проходит работа по ней.

Умные сервисы не только собирают обращения жильцов и дисциплинируют исполнителей услуг. Разработчики говорят, что приложения формируют платежную культуру.

«В тот момент, когда пришло начисление, человеку приходит пуш-уведомление на мобильное приложение и он может сразу оплачивать. Формируется некая цикличность. Человек понимает, что до 25 числа нужно передать показания счетчиков, об этом мы тоже информируем. Начиная с 1 числа формируется квитанция в электронном виде», – добавил участник выставки Константин Буглевский.

Самым главным эффектом от внедрения новых технологий станут положительные изменения: меньше жалоб и повышение качества услуг. При этом, говорят специалисты, алгоритмы не снимают ответственности с человека.

Источник