Терминалы спасаются удобрениями


Контейнерооборот терминалов Global Ports на Балтике снизился в 2023 году на 20,2%

Холдинг Global Ports в 2023 году снизил перевалку контейнеров в балтийских портах на 20,2%, до 293 тыс. TEU, что значительно выше прогнозов самой компании, но почти в 4 раза меньше показателей «досанкционного» 2021 года. Годовые показатели по обороту контейнеров были в значительной степени обеспечены итогами работы в четвертом квартале, когда рост контейнерооборота составил 11-кратную величину, главным образом за счет низкой базы четвертого квартала 2022 года. Эксперты отмечают, что в наступившем году аналогичной динамики ожидать не стоит, и прогнозируют, что перевалка контейнеров в балтийских портах вырастет по итогам года примерно на 15%, а восстановления до докризисных показателей придется ждать не менее двух-трех лет.

Балтийские терминалы холдинга Global Ports (входит в группу компаний «Дело») в прошлом году снизили контейнерный оборот по сравнению с показателем за 2022 год на 20,2%,

Балтийские терминалы холдинга Global Ports (входит в группу компаний «Дело») в прошлом году снизили контейнерный оборот по сравнению с показателем за 2022 год на 20,2%, до 293 тыс. TEU, следует из опубликованных результатов деятельности за четвертый квартал и 2023 год. При этом в октябре-ноябре контейнерный грузооборот вырос год к году в 11,1 раза, до 125 тыс. TEU. Контейнерооборот терминалов Global Ports по итогам работы в прошлом году был в 3,8 раза меньше, чем в 2021 году, когда компании холдинга перевалили 1123 TEU, однако результаты оказались все же выше, чем прогнозировали в самой компании в середине года: предполагалось, что перевалка контейнеров по итогам года составит 150–170 тыс. TEU.

Контейнерооборот АО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) в прошедшем году снизился год к году на 48,1%, до 112 тыс. TEU, в четвертом квартале — увеличился в 26 раз, с 2 тыс. TEU до 52 тыс. TEU (в 2021 году он составлял 629 тыс. TEU). Пропускная способность терминала составляет 915 тыс. TEU в год. Контейнерооборот АО «Петролеспорт» с пропускной способностью 550 тыс. TEU в минувшем году вырос год к году на 24,3%, до 165 тыс. TEU (в 2021 году терминал обработал 399 тыс. TEU), в четвертом квартале он вырос в 13,2 раза, до 66 тыс. TEU. Рост контейнерооборота терминала «Моби Дик» в 2023 году составил 37,5 раза, а падение контейнерного грузооборота «Усть-Лужского контейнерного терминала» — 98,1% год к году, однако объемы перевалки на обоих терминалах почти не отразились на итоговых результатах холдинга, составив 15 тыс. TEU и 300 TEU соответственно.

Освободившиеся после ухода международных линий портовые мощности компании холдинга используют для перевалки навалочных грузов, главным образом — минеральных удобрений: в целом компании в 2023 году увеличили ее на 68,3%, до 6,414 млн тонн. В частности, ПКТ и ПЛП в прошлом году перевалили 1 млн тонн удобрений от МХК «Еврохим». В будущем году грузооборот этих компаний пополнится грузами ГК «ФосАгро», в ноябре заключившей с Global Ports пятилетнее соглашение о перевалке 3 млн тонн удобрений ежегодно через порт Санкт-Петербург.

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский считает, что прогнозировать будущую динамику по росту четвертого квартала не совсем корректно в связи с традиционным падением объемов перевалки в начале года. «Предположу, что компания продолжит создавать условия для наращивания показателей, но важно понимать, что четвертый квартал не может считаться гарантом дальнейшего роста»,— говорит эксперт, прогнозируя, что восстановление рынка до докризисных показателей займет два-три года. В свою очередь, гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что Global Ports в минувшем году удалось многое сделать для привлечения грузовой базы и развития партнерства с морскими линиями. «Можно ожидать, что в 2024 году этот тренд продолжится. С точки зрения объемов мы можем говорить о том, что 15-процентный рост не выглядит чем-то недостижимым»,— считает эксперт.

Вячеслав Калашников

Источник