ООО «Ситроникс Электро» (на 100% принадлежит АО «Ситроникс Ай Ти») запустило серийное производство медленных зарядных станций (МЗС) для электромобилей. Как пояснил «Ъ-СПб» коммерческий директор Sitronics Electro Николай Самохин, корпуса для станций изготавливаются во Всеволожском районе Ленобласти, а конечная сборка проходит в лаборатории компании в Санкт-Петербурге.
Суммарная мощность колонки составляет до 44 кВт, на один зарядный пистолет— до 22 кВт. Станции оснащаются одним или двумя зарядными коннекторами любого стандарта или комбинации из Type1, Type2, GB/T. Также возможно подключение к трехфазной сети 400 В или однофазной сети 230 В, напольное или настенное крепление. Есть поддержка LTE, Ethernet, динамической балансировки мощности и протокола OCPP.
Комплектующие при производстве станций, по словам господина Самохина, используются в большей части российские. Дизайн станций разрабатывала «Студия Артемия Лебедева». Как уточнили в Sitronics Electro, компания будет предлагать клиентам несколько вариантов комплектаций: с металлической или стеклянной панелью, вариантами выбора количества коннекторов и их стандартов, цвета индикаторов, а также вида крепления — в напольном или настенном исполнении. Кроме того, станции предполагают возможность полной кастомизации в фирменном стиле заказчика.
Среди покупателей господин Самохин видит владельцев коммерческой недвижимости, сегмент HoReCa, застройщиков и энергетические компании. Также он отмечает, что есть запросы на покупку станций для личного пользования.
«Зарядные станции изготавливаются под заказ. На данный момент собраны заявки на 100 единиц, но потенциальная мощность производства составляет несколько сотен станций в год»,— говорит коммерческий директор Sitronics Electro. В планах компании летом 2024 года представить опытный образец быстрой зарядной станции, а после — запустить серийное производство этой модели.
По мнению гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, речь идет об очень мелкосерийном производстве и инвестиции здесь не превысили нескольких десятков миллионов рублей. Аналитик также отмечает, что спрос на такую продукцию будет показывать рост, но ключевым вопросом является то, насколько он способен будет удовлетворить предложение с точки зрения ценовых характеристик. Господин Бурмистров обращает внимание, что предложение на рынке достаточно широкое: доступны и российские, и зарубежные образцы.
По словам исполнительного директора Ассоциации развития электротранспорта Валерия Ситникова, новый игрок не окажет особого влияния на рынок. «Это не самое большое производство, а на рынке достаточно компаний, которые выпускают гораздо большие объемы, те же «Парус электро» и ПСС. Поэтому кардинально на рынок компания не повлияет, но появление нового игрока — это всегда хорошо для развития отрасли»,— говорит господин Ситников.
Он также указывает, что «заправка» на медленных зарядках длится несколько часов, что для современного владельца электрокара не очень удобно. Такие колонки подходят для частных домов, жилищных комплексов и офисных центров, но в большинстве водители стремятся воспользоваться быстрой зарядкой от 120 до 150 кВт, уточняет эксперт.
В Петербурге зарядные станции разных типов производят АО «Силовые машины», ООО «Юпитер» («Яблочников»), ООО «Парус электро», ООО «Автоматизация» (AVT&Co), ООО «Портал Энерджи» и другие компании. Средняя стоимость станций медленной зарядки мощностью до 44 кВт на рынке — около 200 тыс. рублей.
В целом рынок электромобилей в стране показывает активный рост. По данным агентства «Автостат», количество электрокаров в РФ на 1 января 2024 года составило 39 056 штук, в Петербурге — 2091 электрокар. Председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Станислав Протасов заявлял, что на конец 2023 года в Петербурге было зарегистрировано более 2,5 тыс. электромобилей.
По обновленному проекту региональной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта Петербурга (2024–2026 годы), число электромобилей в городе к концу 2024 года может достигнуть почти 7,9 тыс. штук. В 2025 году, согласно программе, их количество увеличится до 23,4 тыс., а к концу 2026-го — до 57,6 тыс. В документе также отмечается, что к концу 2024 года число ЭЗС в городе должно вырасти с 216 до 311 станций, из которых 106 будут быстрыми. К концу 2026 года, по оценкам Смольного, зарядить электромобиль в Петербурге можно будет на 511 электрозаправках.
Владимир Колодчук
Источник