Российская сеть магазинов для творчества и рукоделия «Леонардо» закроет несколько магазинов в Петербурге. Об этом РБК Петербург сообщил председатель совета директоров АО «Планета увлечений» (владеет «Леонардо») Борис Кац. Принятое компанией решение он объяснил тем, что рынок канцтоваров не выдерживает конкуренции с маркетплейсами.
По словам Бориса Каца, в ближайший год в Петербурге закроют от одного до трех хобби-гипермаркетов «Леонардо» (всего в городе 18 магазинов). Закрытие точек будет небыстрым, так как прекращение договоров аренды занимает много времени, сказал он. Однако, компания уже начала переговоры с торговыми центрами.
Предприниматель отметил, что решение о сокращении присутствия в регионе связано с ростом конкуренции со стороны онлайн-площадок. «Цепочка товародвижения — маркетплейс и селлер — платит принципиально меньше налогов, чем участники оффлайн-рынка; имеет намного меньше расходов на сертификацию товара, проверку поставщика и т.д.», — уточнил он. Кроме того, Борис Кац напомнил, что маркетплейсы используют труд самозанятых, что по закону не разрешено для обычной оффлайн-розницы. «Это все приводит к тому, что оффлайн-розница закрывается», — сказал бизнесмен.
По его словам, в этом году ситуация обострилась — спрос и выручка в магазинах сети снизились на 5-10% по сравнению с 2023 годом. Одновременно выросли расходы на фонд оплаты труда и аренду. По всей стране, согласно данным бизнесмена, за 2024 год закрылись 6 магазинов (в Петербурге — пока ни одного).
По мнению Бориса Каца, для «стабилизации рынка» необходимо ввести единые правила для всей торговли. Тогда маркетплейсы будут иметь статус торговых сетей и, соответственно, отвечать за товар и платить налоги. Сейчас маркетплейсы выступают в качестве логистических партнеров, но при этом взимают с продавцов комиссию за размещаемый на площадках товар, добавил он.
Как писал РБК Петербург, ранее участники рынка просили правительство заставить маркетплейсы платить налоги по примеру классических онлайн-магазинов и принять меры по их защите от доминирующих игроков рынка, усилив меры контроля за маркетплейсами и торгующими на них бизнесменами. Соответствующее письмо Ассоциация канцелярского рынка России (АКР) отправила премьеру Михаилу Мишустину в августе. В нем ассоциация отмечала, что маркетплейсы неправомерно используют посреднические договоры и льготы для ИТ-компаний, а также заменяют стандартные трудовые отношения привлечением самозанятых. По оценке участников рынка, недоплата может достигать 1 трлн руб. ежегодно. Это может привести к закрытию тысяч магазинов канцелярских товаров и угрожает благополучию «многих десятков тысяч» сотрудников отрасли, считают авторы письма.
В Ассоциации компаний интернет-торговли в ответ заявили, что крупные маркетплейсы работают в рамках общей системы налогообложения, льготы для ИТ-компаний по налогу на прибыль и пониженным соцвзносам в случае с дистанционной торговлей не применяются. Глава объединения Артем Соколов пояснял, что маркетплейсы не закупают товары у продавцов, зарабатывая на рекламе, хранении, доставке и транспортировке продукции — именно эти средства выступают налоговой базой. А партнеры маркетплейсов декларируют и платят налоги самостоятельно.
Сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо» была основана в 2007 году. Сейчас в ее состав входит 143 магазина, из которых 18 находятся в Петербурге. По три магазина также располагаются в Белоруссии и Казахстане. В ассортимент магазинов входят товары для творчества, рукоделия и досуга. Торговые марки «Леонардо» принадлежат АО «Планета увлечений». Согласно данным РБК Компании, выручка АО в 2023 году снизилась на 2%, до 10,2 млрд руб. Чистая прибыль сократилась на 80%, до 37 млн руб. По данным СПАРК, 100% компании «Планета увлечений» принадлежат Hobbyplanet Ltd, зарегистрированной на Кипре.