Кикшеринговые компании Whoosh, «Юрент» и «Яндекс Go» с разницей в один день объявили о начале сезона электросамокатов в Санкт-Петербурге. В понедельник, 18 марта, правительственный комитет по транспорту подписал с ними обновленное соглашение о соблюдении правил использования СИМ в городе на 2024 год. Соглашение Смольный и компании подписывают каждый год начиная с 2021-го. В новую версию документа добавили запрет на размещение СИМ в парке 300-летия Петербурга, а также запрет на их использование в Петродворцовом районе: на Дворцовой и Разводной площадях и улице Морского десанта, сообщили в комтрансе. Всего в городе 31 «запретная зона»: Летний сад, Дворцовая, Сенатская и Исаакиевская площади, Невский проспект, Дворцовая набережная и т. д.
Основные правила остались неизменными. Среди них: в 58 локациях, а также возле станций метро, школ, на мостах запрещено размещать СИМ. Разрешенная скорость в городе — 20 км/ч, для 133 мест — 15 км/ч, еще для семи — 10 км/ч. Снижать скорость электросамокаты будут автоматически с помощью встроенного IoT-модуля. «На наших самокатах установлены IoT-трекеры собственной разработки. «Умные» модули нужны, чтобы определять местоположение самоката и давать сигнал, если транспорт заехал в «медленную» или запрещенную для катания зону»,— объясняют в пресс-службе «Яндекс Go». Подобные технологии установлены и на устройствах от Whoosh и «Юрент».
На владельцев личного электротранспорта правила, прописанные в соглашении, не распространяются. Знак, запрещающий движение как на арендованных, так и на собственных самокатах, установлен на Дворцовой и Адмиралтейской набережных и на участке от Сенатской площади до Дворцового проезда. За соблюдением правил должны следить сотрудники ГИБДД. Штраф за нарушение — 500 рублей.
Петербургские нормативы для кикшеринга отличаются от прописанных в Правилах дорожного движения. С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в ПДД, согласно которым перемещение по тротуарам на самокатах разрешено при условии, что скорость не превышает 25 км/ч, а масса устройства — не более 35 кг.
Впрочем, некоторые петербуржцы требуют более жестких мер. В сообществе комтранса в соцсети «ВКонтакте» в комментариях под публикацией о соглашении десятки горожан призывают снизить разрешенную скорость, запретить поездки по тротуарам и решить вопрос с хаотичными парковками СИМ. Некоторые и вовсе предлагают электросамокаты запретить.
Количество самокатов при этом в городе растет. В этом сезоне, по данным комтранса, парк кикшеринговых компаний насчитывает около 48 тыс. арендных самокатов. Это на 11 тыс. больше, чем в 2023 году (37 тыс. СИМ). При этом количество игроков на петербургском рынке с 2021 года сократилось практически вдвое. Два года назад комтранс заключал соглашение с семью компаниями, год назад — с четырьмя. К сезону 2024 года с петербургских улиц «укатились» электросамокаты от компании BuzyFly.
По новому кругу
С 20 марта на улицах Петербурга можно арендовать самокаты всех трех операторов: Whoosh, «Юрент» и «Яндекс Go». Whoosh в этом сезоне увеличил флот до 20 тыс. электросамокатов (+5 тыс. к прошлому году), в Ленобласти — до 5 тыс., рассказали в пресс-службе компании. «Яндекс Go» разместит на петербургских улицах около 16 тыс. устройств, «Юрент» — более 10 тыс. В пресс-службе «Юрента» отмечают, что количество самокатов в первую очередь вырастет в спальных районах города «для развития транспортного сценария поездок». «Яндекс Go» в этом сезоне начнет работать в Ломоносове и Кронштадте, рассказали в пресс-службе компании.
В 2024 году операторы планируют ввести верификацию арендаторов через банковские приложение или портал «Госуслуг», указывают в комтрансе. О намерениях внедрить авторизацию с помощью банковских ID для контроля возраста пользователей, сообщили в пресс-службе Whoosh.
Кроме того, в планах компаний введение системы, которая сможет регулировать поездки вдвоем, указывают в комтрансе. Уже в прошлом году такую технологию собственной разработки начали тестировать в Whoosh. «Мы добились достаточно высокого процента определения нарушений — около 85%. При этом такая точность пока не позволяет внедрить систему для использования. Мы работаем над дополнительным увеличением правильности определения. Второй этап тестирования будет проводиться в Санкт-Петербурге в этом сезоне»,— сообщили в пресс-службе Whoosh. Испытать технологию определения езды вдвоем на устройствах планирует и «Юрент». «Рассчитываем, что мы «обкатаем» ее за текущий сезон, и, возможно, она полноценно заработает уже в этом году»,— рассказали в компании.
Идеи законотворцев
Петербургские депутаты уже не первый год пытаются урегулировать использование электросамокатов в городе. Идеи звучали разные, в том числе и о полном запрете кикшеринга на три года: с 1 января 2024 до 1 января 2027 года. Ввести мораторий предлагал вице-спикер ЗакСа Павел Иткин (ЛДПР). Законопроект значится в базе ЗакСа, однако на рассмотрение в парламент вынесен так и не был.
До этого депутаты предлагали ограничить места, где разрешена парковка СИМ, а также определить их максимальное количество на одном участке в зависимости от районов города.
Обращался петербургский парламент и к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой внести коррективы в ПДД, ужесточив требования к использованию электросамокатов. Депутаты просили запретить движение на СИМ по тротуарам, несовершеннолетним, а также людям «в состоянии аффекта».
Кикшеринговые компании необходимости в новых правилах не видят. «Все, что сейчас указано в ПДД и правилах сервиса, делает самокаты более удобными для города. Важно работать над дальнейшим обучением этим правилам и продолжать следить за их соблюдением, формировать культуру вождения»,— заявили в пресс-службе Whoosh.
В ЗакСе с компаниями не согласны. Глава комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Алексей Цивилев («Единая Россия») напоминает, что Петербург входит в тройку городов с наибольшим количеством аварий с СИМ. По словам депутата, изменения в сфере регулирования кикшеринга предлагал не только Петербург. Ответ от Министерства транспорта был один: все идеи будут учтены в «дорожной карте», говорит господин Цивилев. «Сейчас можно констатировать, что административная ответственность, например, за езду пьяным осталась на том же уровне. Ответственность за езду вдвоем не принята совсем»,— прокомментировал он. Идеи самих компаний депутат называет «пиаром» и в их реализацию не верит. Сейчас городской парламент планирует совместно с Москвой разработать новый законопроект, который будет регулировать сферу на федеральном уровне. Господин Цивилев уверен, что каждый регион должен получить право самостоятельно устанавливать правила для СИМ.
Надежда Ярмула
Источник