220 лет назад в Санкт-Петербурге был учрежден Педагогический институт
28 апреля 1804 года император Александр I утвердил доклад министра народного просвещения об учреждении Педагогического института. Это стало началом большого и довольно извилистого пути.
Предыдущая фотография
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
Император Александр I утвердивший доклад первого в Российской империи министра народного просвещения Графа Петра Васильевича Завадовского об учреждении Педагогического института
Фото: Степан Щукин / Wikipedia
Российский государственный деятель, кабинет-секретарь, фаворит Екатерины II, действительный тайный советник, первый министр народного просвещения Российской империи (1802—1810), Граф Пётр Васильевич Завадовский (1739 — 1812)
Фото: Джованни Баттиста Лампи / Wikipedia
Кадры Педагогического института должны были коваться в основном для гимназий в губерниях. На каждую гимназию правительство выделяло от 5200 до 6250 рублей в год. Заведения предназначались для подготовки дворянских детей к государственной службе или поступлению в университет. Но не возбранялось брать в гимназисты и выходцев из иных сословий. Учебный план гимназии, где учились всего четыре года, был разносторонним и обширным. Много внимания уделялось общественным наукам. А вот религиозные дисциплины в плане отсутствовали. Изучение предметов проводилось циклами: 1) математический цикл (куда входили алгебра, тригонометрия, геометрия, физика); 2) изящные искусства (словесность, то есть литература, теория поэзии, эстетика); 3) естественная история (минералогия, ботаника, зоология); 4) иностранные языки (латинский, немецкий, французский); 5) цикл наук философских (логика и нравоучение, то есть этика); 6) экономические науки (теория коммерции, статистика общая и государства Российского); 7) география и история; 8) танцы, музыка, гимнастика. Каждый цикл вел один из восьми учителей.
Несмотря на достоинства гимназического обучения, дворянство, особенно богатое и родовитое, неохотно отдавало туда детей, чтобы не смешивать «с грязным людом и не привить им в подобном обществе дурных наклонностей и привычек».
С другой стороны, малоимущие дворяне и чиновники тоже не спешили отдавать детей в гимназии, так как были больше заинтересованы в хорошей службе, чем в обучении. По воспоминаниям современников, городское общество первой половины XIX века вообще отличалось «равнодушием к делу образования». Потому и гимназистов было немного. Например, в таком значительном городе, как Нижний Новгород, в начале 1820-х годов во 2-й класс гимназии ходило 20 учеников — из 50, поступивших в 1-й класс, до 3-го дошло 10 человек, а оканчивали гимназию только трое.
В учителя из семинаристов
Предыдущая фотография
Дмитрий Менделеев
Фото: Wikipedia / Фёдор Блумбах
Николай Добролюбов??
Фото: Wikipedia
Новое учебное заведение, учрежденное на базе «бывшей Учительской гимназии», должно было за три года готовить молодых педагогов для губернских гимназий. Среди его выпускников, кстати, великий ученый Дмитрий Менделеев и публицист Николай Добролюбов. Учителей в России, конечно, готовили и раньше. Еще в 1786 году была создана учительская семинария, откуда выходили кадры для народных училищ Петербурга. В 1803 году заведение, расположенное тогда на 6-й линии Васильевского острова, было переименовано в Учительскую гимназию, которая год спустя стала Педагогическим институтом, а в 1816-м — Главным педагогическим институтом. Как видим, переименовывать учебные заведения в России любили и двести с лишним лет назад. Причем вместе с названием менялся и устав. Так, в декабре 1816 года Главный педагогический институт принял устав, по которому курс образования увеличивается до шести лет. Директором был назначен Дмитрий Кавелин, который также известен как участник литературного общества «Арзамас», Библейского общества и ордена масонов.
Кого принимали в Педагогический институт? Как отмечал в 1822 году князь Александр Голицын, это были воспитанники семинарии, причем не самые способные. Лучшие из семинаристов, «имеющие некоторую способность к учению и лучшую нравственность», поступали в духовное звание. Светские звания ббирли семинаристы «нижних классов и не оказывающие уже особливых способностей и не столько надежные».
В феврале 1819 года Главный педагогический институт, не выпустив ни одного курса, был преобразован в Санкт-Петербургский университет, который до 1824 года действовал по уставу Главного педагогического института, пока в нем не ввели устав Московского университета.
Учительский институт
В 1817 году было организовано отделение «второго разряда «Главный педагогический институт»». Здесь обучалось 30 человек из детей бедного сословия. Принимались воспитанники в возрасте 12–14 лет, обучение было казенным, а четырехлетний курс включал в себя пять предметов: русский язык, Закон Божий, математику с физикой, историю с географией, чистописание с рисованием. Выпускники в массе становились помощниками учителей народных училищ. Лучшие направлялись в «высший разряд» Главного педагогического института.
Отделение «второго разряда» с сентября 1819 года получило название «Учительский институт», который возглавил Федор Миддендорф. Преподавателями стали выпускники Главного педагогического института. Эти молодые специалисты недавно вернулись из заграничной поездки: три года они знакомились с ланкастерской системой. Отличие этой системы в том, что более старшие и лучше успевающие ученики занимались с младшими и отстающими. Размещался институт в доме митрополита римско-католических церквей в России Станислава Богуша-Сестренцевича на Мещанской (ныне — Казанская улица), 63. Не менее шести лет должны были выпускники этого заведения оставаться на службе в учебном ведомстве. Однако ни одного выпуска не случилось: в 1823 году все учащиеся и преподаватели оказались сначала в Пансионе казенных гимназистов, а затем — в Санкт-Петербургской губернской гимназии (с 1838 года это Третья Санкт-Петербургская гимназия).
Главный педагогический институт
Главный педагогический институт был восстановлен по уставу, учрежденному 30 сентября 1828 года. Первым директором института, открытого 30 августа 1829-го, стал Федор Миддендорф, который при выходе в отставку в 1846 году был произведен в чин тайного советника. В 1838–1847 годах при институте вновь стал действовать так называемый второй разряд, в котором готовили к педагогической деятельности в низших приходских и уездных училищах.
По уставу у Главного педагогического института было три отделения: историко-филологическое, юридическое (существовало до 1847 года) и физико-математическое. Продолжительность обучения составляла шесть лет.
После уроженца Эстляндии доктора философии из Йенского университета Федора Миддендорфа директором в 1847 году был назначен русский филолог и философ, академик Петербургской академии наук Иван Давыдов. Первое, что он сделал на новом посту, — упразднил юридическое отделение. Второе — сократил срок обучения до четырех лет. Именно при нем образовательный процесс был запущен и дал плоды — 11 выпусков. Учебный 1858/59 год стал последним, прошедшим по уставу Главного педагогического института. Учреждение было расформировано, преподаватели переведены в СПбГУ или иные учебные заведения, а студенты — в Санкт-Петербургский и другие университеты, выбранные по желанию. Последний торжественный выпускной акт состоялся 12 июня 1859 года: 20 выпускников закрывшегося института пополнили число преподавателей гимназий. За время работы Ивана Давыдова Россия получила 682 педагога, из которых 43 стали профессорами и преподавателями высших учебных заведений, 377 — учителями средних школ и 262 — учителями начальных.