Переоснастка судостроителей


Ключевые события отрасли в 2023 году

В 2023 году в судостроительной отрасли Петербурга произошло несколько ключевых событий, которые, вероятно, будут оказывать влияние на ее работу и в 2024 году.

Председателем совета директоров ОСК в 2023 году был избран глава ВТБ Андрей Костин

Пожалуй, самым важным событием для судостроительной отрасли в 2023 году стала передача 100% акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в доверительное управление ВТБ на пять лет. Соответствующий указ был подписан президентом России Владимиром Путиным в начале октября. Изначально Минпромторг предлагал передать ОСК «Росатому», но госкорпорация отказалась. По данным «Ъ», решение было вызвано срывом программы оздоровления ОСК, начатой в 2020 году.

Кадровые изменения в руководстве корпорации начались еще на стадии одобрения сделки. В августе председателем совета директоров ОСК был избран глава ВТБ Андрей Костин, сменив на этой позиции бывшего губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Место гендиректора корпорации занял экс-зампред правления ВТБ Андрей Пучков.

Смена менеджмента

На новой должности банкир назвал ОСК одной из наименее эффективных госкомпаний, заметив в бюджете ОСК «огромную финансовую дыру», закрыть которую, по словам господина Костина, должно помочь государство. Оздоровление ОСК может стоить от 500 млрд до 1 трлн рублей за пять-семь лет.

В конце ноября на встрече с президентом РФ Андрей Костин заявил о планах корпорации на создание двух новых верфей, одну из них предполагается построить под Петербургом, вторую — на Дальнем Востоке.

В декабре ВТБ выдал ОСК кредит в размере 50 млрд рублей с учетом 14% годовых сроком на полгода. Средства были выданы под гарантию возврата из бюджета.

В этом же месяце на подконтрольных госкомпании предприятиях началась смена топ-менеджмента. Должности гендиректора АО «Адмиралтейские верфи» лишился Андрей Веселов. Его место занял бывший заместитель гендиректора по производству предприятия Андрей Быстров. В конце декабря в СМИ появилось информация о планах госкомпании на смену гендиректоров Северной верфи Игоря Орлова и прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде Илью Самарина.

Шесть десятков судов

По оценкам правительства Петербурга, на начало 2023 года на петербургских верфях в постройке находилось 60 судов (26 гражданских и 34 военных).

Важным событием года стало передача флоту дизель-электрической подлодки «Можайск» проекта 636.3 (АО «Адмиралтейские верфи»), корвета «Меркурий» проекта 20380 (ПАО «СЗ “Северная верфь”») и минного тральщика «Лев Чернавин» (АО «Средне-Невский ССЗ»).

В части гражданского судостроения с верфей сошли и были переданы заказчиками рыболовные траулеры «Механик Маслак» и «Механик Сизов» проекта ST-192RFC (Адмиралтейские верфи), морозильные траулеры «Дмитрий Кожарский» проекта ST-116XL-FOR (КМТ02.02) и «Белое море» проекта ST-118-ATF (КМТ01) изготовленные на ПАО «Выборгский ССЗ».

Также значимым событием года стал выпуск скоростных пассажирских катамаранов «Форт Кроншлот» и «Форт Петр Первый» проекта 04580 «Котлин» на АО «Средне-Невский ССЗ», двухпалубных речных пассажирских электрокатамаранов «Экоходъ» и «Экоходъ-2» проекта РЕГК.122 (Ecocruiser) и 17 единиц речных пассажирских электросудов проекта ТФРП. 401 (Ecobus) на ООО «Эмпериум».

Владимир Колодчук

Источник