В четверг, 1 февраля, Объединенная пресс-служба петербургских судов сообщила, что Петроградский районный суд постановил взыскать с ООО «Кинокомпания Север» 25 млн рублей, которые были выделены как государственная субсидия, а также еще 3,5 млн рублей в качестве процентов за пользование чужими средствами. С иском в интересах РФ в лице Министерства культуры обратился заместитель прокурора города в сентябре прошлого года, а само решение в отношении кинокомпании было вынесено в ноябре, но в публичном поле оно появилось только в начале 2024 года. Как пояснили «Ъ-СПб» в Объединенной пресс-службе петербургских судов, такое иногда случается в производстве по гражданским делам. Проект под рабочим названием «Храни меня, мой инстаграм» получил финансирование после питчинга Минкульта в 2019 году. В материалах дела говорится, что между сторонами было заключено соглашение, условием которого является «предоставление из федерального бюджета в 2019–2021 годах субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с производством национального фильма».
Лента задумывалась как школьная комедия с элементами социальной драмы про противостояние учеников своенравной директрисе, которая третировала преподавателей за фотографии в соцсети. Постановщиками были выбраны писатели и драматурги Олег и Владимир Пресняковы, чьи пьесы и сценарии легли в основу фильмов «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «День Д» Михаила Пореченкова и «Мистер Нокаут» Артема Михалкова. Также они в свое время выступили как режиссеры комедийного сериала «После школы». Актерский состав для довольно-таки малобюджетного по меркам киноиндустрии проекта тоже был подобран впечатляющий: Равшана Куркова, Макар Запорожский, Юрий Чурсин, Мария Шукшина и Наталья Бочкарева.
Подготовка к съемкам началась в 2020 году. В ноябре следующего года картина находилась на финальном этапе производства. К тому моменту сценарий несколько изменился, и фильм должен был выйти на онлайн-платформе START уже через месяц под названием «Краш». В новой истории директриса (Равшана Куркова) пыталась вычислить ученика, поместившего дикпик (фото полового органа) в презентацию к уроку литературы. Однако до экранов зрителей хулиганское кино так и не добралось. В 2022 году Минкульт обвинил «Север» в том, что кинокомпания не представила документы, подтверждающие целевое использование субсидии и акт выполненных работ. Кроме того, по результатам экспертизы было составлено заключение, в котором говорится, что сценарий и представленная первая копия картины «являются независимыми друг от друга кинематографическими произведениями». В итоге суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета полностью размер субсидии, но вместо затребованных 4,8 млн в качестве процентов обязал компанию выплатить 3,5 млн рублей.
Ранее «Кинокомпания Север» безуспешно подавала в суд на режиссеров в связи со съемками фильма. Представляющая интересы братьев Пресняковых юрист адвокатского бюро «Казаков и Партнеры» Любовь Степанова в беседе с «Ъ-СПб» рассказала, что «Север» пытался взыскать гонорар за уже выполненную работу. Постановщики, указала она, выполняли свои обязательства в рамках договора, заключенного с кинокомпанией. Суды двух инстанций признали, что господа Пресняковы надлежащим образом выполнили условия контракта. «В процессе съемки, само собой, часто происходят какие-то изменения — это абсолютно нормально. В данном случае все они утверждаются генеральным продюсером. То есть все происходит так, как решит продюсер, а мы уже действуем в рамках нашего договора. Кинокомпания брала субсидию у Минкульта — и вся ответственность в этом плане лежит на них. Мои доверители исполняли свои обязательства в рамках нашего договора — и выполнили их в полном объеме»,— подчеркнула собеседница.
На момент публикации связаться с представителями «Севера» так и не получилось. Однако, как стало известно из сообщения пресс-службы судов, кинокомпания подала апелляционную жалобу на решение Петроградского суда.
По мнению журналиста портала Кино-Театр.Ру и автора Telegram-канала Directed by Vasya Rogov Максима Гревцева, подобная практика судов со стороны Минкультуры только в последние годы приобрела какую-то жесткую систему. «Подавали в суд и раньше, примерно по той же обтекаемой причине: “невыполнение обязательств по производству фильма”. Так, например, режиссера Ивана Твердовского суд обязал выплатить Минкульту штраф в 7 млн за то, что в срок не был выпущен фильм “Айка”. Госучастие в проекте оценивали в 28 млн. Неплохой такой штраф, учитывая, что “Айка” имела фестивальные успехи и даже претендовала на Золотую пальмовую ветвь в Каннах»,— считает эксперт. При этом господин Гревцев отметил, что примерно с прошлого года ведомство стало не просто штрафовать, но и требовать вернуть субсидии. Такое, напомнил он, случилось со студией «САГа», которая презентовала байопик о Данте Алигьери от недавно скончавшегося Юрия Арабова.
Андрей Кучеров
Источник