Для придворных дам и фрейлин тоже существовал свой дресс-код. Платья различались цветом бархата: у фрейлин императрицы они были алыми, у фрейлин великих княжон — синие, статс-дамы (высшее придворное звание для женщин, состоящих в свите императрицы) носили зеленые. Слева на корсаже у фрейлин был приколот голубой бант с высочайшим вензелем, усыпанным бриллиантами, у статс-дамы — портрет государыни в бриллиантах. Бриллианты, изумруды, сапфиры, жемчуг, кружева, банты, «вырезные платья» — с большим декольте, бархат, шелк, атлас… Роскошные наряды, но с определенной долей консервативности, свойственной петербургскому бомонду. По воспоминаниям баронессы Софьи Буксгевден (цитирует nasledie-rus.ru), на последнем балу 1904 года «была прекрасная выставка драгоценностей… Все женщины были одеты в свои лучшие платья, а дебютантки — в белое. Там было множество придворных чиновников в расшитых золотой тесьмой мундирах и белых брюках. Кавалергарды и конногвардейцы двух ударных гвардейских полков в алых мундирах, которые надевались только на придворные балы, личные гусары Императора в белых доломанах, с отделанными белым мехом ментиками, свисавшими с одного плеча; кирасиры в белой форме и казаки в красных широкополых мундирах».
Недаром бывший начальник канцелярии Министерства императорского двора генерал-лейтенант Мосолов писал в 1930-х в своих воспоминаниях: «Когда я смотрю фильмы, изготовленные в Голливуде и изображающие будто бы «великолепие» русского двора, мне хочется смеяться…».
В вихре движения
Церемониймейстер трижды ударил жезлом об пол — и арапы раскрыли двери из Малахитового в Николаевский зал. По традиции, придворный бал начался полонезом. Его открывала императорская чета. «Государь шел в первой паре под руку с женой главы дипломатического корпуса. Великие князья распределяли между собой жен остальных дипломатов, а послы шествовали с великими княгинями. Обер-гофмаршал, окруженный церемониймейстерами,— каждый с жезлом в руках — шел впереди царя и делал вид, что прокладывает ему путь,— так описывал этот бал в своих воспоминаниях генерал Мосолов.— После первого тура происходил обмен дамами, причем строго соблюдался ранг каждой из них. Количество туров зависело от того, сколько дам приглашено Его Величеством. Приглашенные, кроме перечисленных лиц, в полонезе участвовать не имели права».
После полонеза следовало три контрданса, когда танцующие становились в пары друг напротив друга. Затем вальс — его начинал лучший танцор гвардии с заранее выбранной партнершей. Кстати, великих княгинь приглашать не полагалось, они сами выбирали себе партнера. И пока они танцевали, остальные пары, следуя этикету, стояли. Потом следовала мазурка. На последнем балу императрица протанцевала в мазурке всего один круг.
«Еще до ужина гости могли попробовать фрукты, сласти, прохладительные напитки, вино и крюшон в Восточной галерее и Аванзале, где стояли буфеты с угощениями,— пишет Анна Конивец в своем историческом очерке.— В Ротонде был накрыт чайный стол, преимущественно для дам. У колонн стояли два буфета с вином и питьем. Такой же чайный стол был накрыт и в приемной императора, там же были установлены карточные столы».
После мазурки всех пригласили «к вечернему столу» — в полночь царская чета и члены императорской фамилии вместе с гостями проследовали в парадные залы и гостиные Зимнего дворца, где был сервирован ужин. Оставались считанные часы до начала русско-японской войны.
Елена Федотова
Источник