Китайские машины поддержали страховщиков


В 2023 году участники рынка зафиксировали рост чуть выше инфляции

2023 год рынок страхования Санкт-Петербурга завершил с ожидаемыми показателями роста — чуть выше фактической инфляции. «Ингосстрах» и «Ренессанс страхование» отметили наибольший спрос на программы ДМС, другие страховые компании зафиксировали рост в сегментах ОСАГО и каско. В автомобильном секторе страховщики заметили серьезное увеличение количества застрахованных новых транспортных средств китайского и российского производства — в 3,5 раза по сравнению с 2022 годом.

В автомобильном секторе страховщики заметили заметное увеличение количества застрахованных новых транспортных средств китайского и российского производства

По информации Владимира Храбрых, директора филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге, объем сборов компании в агломерации в 2023 году вырос на 14%, по сравнению с 2022 годом, до 14 млрд рублей. «Данный рост в целом соответствует ожиданиям, он немного выше фактической инфляции. В целом рынок страхования рос медленнее,— подвел итоги эксперт.— Если говорить о выплатах и их уровне, то увеличение выплат составило 8%, что также соответствует ожиданиям».

Максим Грушко, заместитель руководителя управления аналитики и исследований «Страхового дома ВСК» рассказал «Ъ-СПб», что по итогам девяти месяцев 2023 года объем выплат на рынке страхования Санкт-Петербурга и Ленинградской области составил более 68 млрд рублей, незначительно сократившись (–0,9%) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

По словам Татьяны Никифорович, вице-президента по развитию бизнеса компании «Ренессанс страхование», в 2023 году страховой рынок в целом чувствовал себя хорошо. «Центробанк еще не опубликовал итоги четвертого квартала 2023 года, но в части темпов роста выплат можно уверенно утверждать, что рынок закладывал более жесткий сценарий, чем все оказалось в реальности»,— говорит участник рынка. За прошедший год компания «Ренессанс страхование» увеличила сборы на 17,3% к 2022 году.

Основной причиной положительных результатов, по мнению госпожи Никифорович, стало то, что инфляция оказалась лучше прогноза. «В частности, из-за этого не произошло такого существенного роста, например, стоимости запчастей (главный фактор, влияющий на выплаты, в частности, по автострахованию),— рассуждает эксперт.— Хотя запчасти подорожали существенно и продолжают дорожать, на их стоимость влияет не только курс, но и логистические цепочки».

Двигатель страховок

В «Страховом доме ВСК» говорят, что наибольший прирост в абсолютных величинах по итогам девяти месяцев 2023 года отмечен в компании в сегменте ОСАГО: почти на 3 млрд рублей, или на 22,5%. Рынок каско также показал рост на 1,6 млрд рублей, или на 7,4%. «Здесь стоит обратить внимание на увеличение объемов автокредитования и востребованность программ автострахования с ограниченным набором рисков и договоров с франшизами»,— сказал господин Грушко. А представитель СК «Ренессанс страхование» Татьяна Никифорович обратила внимание, что повысилась востребованность более дорогих программ каско: договоров с ремонтом на дилерских СТОА, доля которых выросла на 8% к 2022 году.

Практически тотальное замещение в продаже новых транспортных средств китайскими производителями директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге назвал самой яркой тенденцией в части розничного бизнеса: «Страховой рынок адаптировался и перестроился на страхование китайского автопрома».

Так, в 2023 году в компании было застраховано более 67 тыс. китайских и российских автомобилей — это практически в 3,5 раза больше, чем в 2022 году. Прирост застрахованных Geely составил более 400%, Haval — 300%, Chery — 140%, Exeed — 139%. Некоторые марки, такие как Omoda, Jetour, Tank, впервые были застрахованы в 2023 году, в 2022 году такие марки в «Ингосстрахе» не страховались.

Среди российских авто в прошлом году в «Ингосстрахе» чаще всего страховали марки Lada (19,7 тыс.) и «Москвич» (более 700). В 2022 году новые машины марки «Москвич» не были застрахованы в «Ингосстрахе». Прирост застрахованных авто марки Lada составил 112%.

В части убытков по китайским и российским автомобилям в «Ингосстрахе» было зарегистрировано более 9 тыс. таких заявлений. В 2022 году цифра составляла более 5 тыс. заявлений. Чаще всего убытки в прошлом году заявляли владельцы марок Lada (2,4 тыс.), Haval (1,8 тыс.), Chery (1,6 тыс.) и Geely (1 тыс.). «Ингосстрах» в 2023 году урегулировал более 6 тыс. убытков по китайским и российским автомобилям против 4 тыс. таких убытков в 2022 году.

С заботой о себе

По словам господина Храбрых, самый значительный рост в продажах «Ингосстраха» произошел в сегменте ДМС. Здесь показатели петербургского филиала увеличились до 1,14 млрд рублей. Также был привлечен ряд крупных корпоративных клиентов с численностью застрахованных более 10 тыс. человек.

Госпожа Никифорович тоже подчеркивает положительную динамику в росте медицинского страхования. Нехватка персонала, демографическая яма, высокая конкуренция работодателей — все это стимулирует спрос на качественные соцпакеты, а ДМС всегда являлось их основной составляющей, заметила эксперт.

Госпожа Никифорович также отмечает рост выплат по ДМС. «Скачок выплат произошел еще в 2022 году, тогда, по сравнению с предыдущими периодами, обращаемость выросла на 20%. Этому способствовали ожидания сокращений в уходящих иностранных компаниях: сотрудники стремились воспользоваться страховкой, пока действует полис»,— объяснила представитель «Ренессанс страхования». В 2023 году ситуация с обращаемостью стала улучшаться, заметила госпожа Никифорович.

Солидные объемы ипотечного кредитования позволили рынку нарастить объемы страхования имущества и страхования от несчастных случаев. Например, в компании «Ренессанс страхование» число договоров ипотечного страхования выросло на 40,2% к 2022 году. В «Страховом доме ВСК» сегмент страхования имущества физлиц также вырос на 1,6 млрд рублей, или на 53,3%.

Осторожный оптимизм

«Несмотря на турбулентность в экономике, стагнацию основных рыночных показателей и рост инфляции, в прошлом году нам удалось показать рост основных показателей в части сборов страховой премии и сохранении уровня выплат,— дает оценку господин Храбрых.В 2024 году мы не видим предпосылок для двухзначного роста в страховом секторе».

Более оптимистично настроена госпожа Никифорович: «И в 2024 году, и в более далекой перспективе мы видим много драйверов для долгосрочного развития страхового рынка, в частности, продолжающееся обновление автопарка (в оптимистичном сценарии продажи новых автомобилей в 2024 году могут вырасти на 32%), значительный спрос на улучшение жилищных условий, стимулирование государством долгосрочных сбережений, быстрый рост объема грузоперевозок».

Александра Тен

Источник