Сейчас работа по Государственному оборонному заказу – стратегически важное направление для многих отраслей. Но зачастую компании, готовые выполнять заказы Министерства обороны, медлят с вхождением в эту нишу, поскольку не знают её особенностей и опасаются нарушить какие-то правила, законы, подзаконные акты. К тому же законодательство постоянно меняется – уследить за всеми нововведениями непросто.
Неужели ГОЗ – это привилегия избранных? Вовсе нет! В обзоре расскажем, почему компаниям стоит войти в сферу гособоронзаказа, принеся пользу и стране, и собственному бизнесу.
Федеральный закон №275-ФЗ: что такое гособоронзаказ?
Прежде всего, разберёмся в понятиях:
• что такое гособоронзаказ?
• какими законами регулируется выполнение обязательство по ГОЗ?
• кто может принимать участие в выполнении поставок товаров, услуг, работ для нужд Министерства обороны?
Итак, главным документом, регламентирующим ГОЗ, является Федеральный закон №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», вступивший в силу 29 декабря 2012 года. Новейшие поправки, внесённые в него, начали работать с 1 сентября 2024 года.
Согласно ФЗ-275 (ст.3), под государственным оборонным заказом понимается деятельность, с одной стороны, представляющая собой формирование государственным заказчиком (федеральным органом исполнительной власти или госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос») задания на поставку товаров, услуг или работ в целях обеспечения оборонных возможностей и безопасности Российской Федерации, с другой стороны, выполнение этого заказа исполнителем. Кроме того, к ГОЗ относятся также поставки товаров, работ и услуг в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами.
Поставщиками товаров работ и услуг могут выступать юрлица, зарегистрированные на территории РФ. Однако регулярное внесение изменений и уточнений в Закон приводит к тому, что некоторые поставщики опасаются принимать участие в тендерах на поставку товаров или услуг в рамках гособоронзаказа. И в этом случае на помощь приходят различные схемы участия, такие как кооперации в целях выполнения ГОЗ.
Не один в поле воин: кооперация при работе по ГОЗ
В статье 3.4 ФЗ-275 кооперация головного исполнителя или просто кооперация при выполнении гособоронзаказа определяется как совокупность всех юридических лиц, участвующих в выполнении заказа. Фактически, структура кооперации может быть трёхступенчатой:
• головной исполнитель – юридическое лицо, которое заключает договор с государственным заказчиком и отвечает за полноту, качество и своевременность исполнения обязанностей по ГОЗ;
• соисполнитель – юридическое лицо, находящееся в договорных отношениях с головным исполнителем в рамках выполнения оборонного заказа;
• исполнитель – юридическое лицо, находящееся в договорных отношениях с соисполнителем в рамках выполнения гособоронзаказа.
Примером сотрудничества в качестве соисполнителя по ГОЗ является деятельность компании «Эпикарт», реализующей заправку транспорта на АЗС по топливным картам для исполнителей оборонных заказов.
- Объясним схему кооперации по ГОЗ с участием «Эпикарт» на примере условного кейса:
Компания А заключила контракт на поставку оборудования в рамках оборонного заказа. При этом по условиям договора, она обязана поставить оборудование на место его использования и осуществить монтаж. У компании А есть необходимый для грузоперевозок автопарк, но нет собственной топливной базы, следовательно, заправляться придётся по пути следования. Топливо может поставлять любая компания, но на оптимальном пути следования транспорта расположены АЗС разных ТК.
Компания А заключает договор на обслуживание топливных карт с компанией «Эпикарт» и её водители заправляются на АЗС разных топливных компаний, экономя время и деньги. При этом у компании А на руках оказывается подробная отчётная документация по заправке каждого транспортного средства, необходимая для предоставления отчётности по выполнению ГОЗ.
Резюме: компания А – головной исполнитель ГОЗ; компания «Эпикарт» – соисполнитель ГОЗ; сеть АЗС, на которых заправляются водители компании А – исполнители (третьего порядка) ГОЗ.
Особенности контракта по ГОЗ: в чём отличие от обычных договоров и госзаказов?
Настороженность по отношению к участию в выполнении ГОЗ обычно связана с тем, что потенциальные исполнители не понимают, чем отличается оборонный заказ от обычного коммерческого или государственного контракта. Назовём несколько ключевых отличий:
• Государственными заказчиками по ГОЗ могут выступать только утверждённые Правительством РФ субъекты.
• Участниками кооперации по выполнению ГОЗ являются все компании, которые участвуют в цепочке исполнения обязательств головным исполнителем, даже если они не подписывали никаких документов с государственным заказчиком.
• За нарушение поставок по гособоронзаказу предусмотрена административная и уголовная ответственность.
• Цены на товары, работы и услуги, поставляющиеся по ГОЗ, подвержены государственному регулированию.
• Тендеры на участие в поставках по ГОЗ бывают открытыми и закрытыми, последние относятся к контрактам, так или иначе затрагивающим государственную тайну.
• В качестве участников кооперации и, тем более, головного исполнителя не могут выступать индивидуальные предприниматели и самозанятые физические лица.
—
Подробнее в источнике. Статья — Стоит ли компаниям работать с гособоронзаказом: особенности и детали