— Ответ на этот вопрос есть в пьесе Шекспира «Гамлет». Герой в трагедии говорит, что «сущность театра, цель, которая есть и будет,— отражать человеческую природу, чтобы и добродетель, и порок, и каждый век истории могли, как в зеркале, увидеть свой облик таким, какой он есть на самом деле». Мне хочется сделать акцент на том, что театр исследует природу человека. Современная действительность и события, которые происходят, отображаются не на сцене театра, а в новостях и газетах. Театр же изучает, что сегодня происходит с человеком, во что человек превращается. Как он приходит к каким-то выводам, к решениям, что им движет, куда он движется: к свету или во тьму. И так было всегда. В эпоху застоя Театр на Таганке, создатель которого — режиссер Юрий Любимов, отражал действительность того времени, исследовал, что происходило с человеком тогда.
Театр — это не развлечение. Развлекательные виды искусства, как говорил мой учитель, театральный режиссер Георгий Александрович Товстоногов,— это цирк, эстрада и так далее. Драматический театр — это исследование природы человека через диалог, через события. Театр говорит о духовном, о морально-этическом, о нравственности — и исследует это.
Роман Каганович, основатель и режиссер Театра ненормативной пластики:
— Театр — общественный институт, который обязан осмысливать то, что происходит. Тогда это становится искусством. А делать что-то, не относящееся к реальности… этого барахла и так достаточно. Хороший театр всегда осваивает реальность, безусловно. Но сейчас это очень сложно делать: театр видит, что происходит, но не всегда может на своей сцене об этом открыто говорить.
Петр Шерешевский, главный режиссер Камерного театра Малыщицкого и Московского театра юного зрителя:
— Театр — это зеркало реального мира. Никакой собственной реальности не существует. Театр, как, собственно, и любое искусство, на мой взгляд, это рефлексия художника на внешний мир, попытка его отражения и преломления. Мир в очень широком, социальном смысле, и мир в смысле интимном, индивидуальном. Все мы сапиенсы, и интимные, кажущиеся такими индивидуальными переживания оказываются общими для очень многих. А общие, социальные — касаются интимного мира каждого. Язык, образные ряды — это способы адекватного отражения и преломления. И не стоит забывать о «Хрониках Акаши», то есть, в переводе на человеческий, «информационном поле Земли». Искусство — попытка проникновения в это поле, но через «здесь и сейчас».
Григорий Козлов, художественный руководитель театра «Мастерская»:
— Театр неизбежно отражает окружающую реальность, вбирает в себя все происходящее вокруг, потому что его смотрят люди из сегодняшнего дня. Хотя я всегда ставлю классику: таких авторов, как Достоевский, Вампилов, Булгаков и так далее,— не современных. Но смыслы сами актуализируются, иногда даже без участия режиссера и актеров. В одном спектакле я сказал актером, моим ученикам: «Финальную мизансцену вы сейчас не поймете, а когда будете играть ее в последний раз, будете плакать». Так и вышло.
Роман Габриа, главный режиссер театра «Мастерская» :
— Театр должен, и обязательно должен реагировать своими нервами, эмоциональным интеллектом на все, что происходит снаружи, в мире, в большом и малом. Реакции эти разнообразны. Но театр — это сердце государственности. Его самое нежное и чувствительное место. Как правило, театр рисует свою реальность, но она — вымышленная, мифологическая, иногда даже сказочная — должна общаться с реальностью объективной! Вступать с ней в диалог, в спор, в отражение.
Таня Вайнштейн, режиссер:
— Театр, как и любое искусство в принципе, не должно никому и ничего. Это способ познания мира, его эмоциональной, этической и эстетической стороны. Как и фундаментальная наука, искусство занимается построением гипотез, предвосхищением будущего. Анализом прошлого. Но в контексте долженствования говорить об искусстве или науке как о сервисе, который обслуживает утилитарные нужды человека, не стоит. Для этого есть декоративно-прикладное искусство, прикладная наука и техника.
Все это верно и для театра — за одним исключением. Великий роман, картина могут быть написаны для будущего или для себя. Театр же — искусство сиюминутное: спектакль закончился — и нет его. И либо оно нужно здесь и сейчас, и прямо сейчас его смотрят зрители — либо нет уже никакого театра.
Как же справиться с этой логической вилкой? Тут все просто. Театр может взаимодействовать с сегодняшними реалиями, но не напрямую, а опосредованно, избегая оценок или утверждений, но стремясь говорить о более универсальных или крупных закономерностях жизни человека. Или отзываясь на эмоциональные потребности зрителя. Мы все помним, что светлые истории особенно нужны в тяжелые времена. Это тоже путь, по которому может идти театр.
Руслан Кацагаджиев, режиссер и актер «Театра Поколений»:
— Безусловно, театр должен отражать происходящее в мире и обществе. Это его первостепенная роль, он для этого и был создан. Но театр делает это своим языком. На сайте «Театра Поколений» размещена цитата Владимира Маяковского: «Театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». Я практически с этим согласен, но с небольшим дополнением: увеличительное стекло надо наводить на обе стороны монеты, а не на одну.
Театр бывает разный, но, конечно, он основан на жизни. А отражение этой жизни может быть прямым, а может быть искаженным, как в кривом зеркале. Для меня театр — это тот вид искусства, который, прежде всего, должен сподвигать зрителя к духовному акту, задевать за живое, будоражить мысли и чувства.
Надежда Ярмула
Источник