Хабом единым


«Яндекс» совместно с ООО «Балтийская сеть ЭЗС» открыл в Петербурге свой первый электрохаб

Сервис «Яндекс Заправки» открыл в Петербурге свой первый электрохаб для быстрой зарядки электромобилей, который способен одновременно обслужить 10 машин. Эксперты оценивают стоимость проекта в 35–45 млн рублей, говоря, что спрос на станции с быстрой зарядкой в ближайшие пять лет будет огромным. В то же время, сравнивая хаб с европейскими аналогами, аналитики видят низкий уровень комфорта и отсутствие позитивного визуального эффекта.

Предыдущая фотографияООО «Яндекс Заправки» совместно с ООО «Балтийская сеть ЭЗС» открыли в Петербурге свой первый электрохаб для быстрой зарядки электромобилейСравнивая хаб с европейскими аналогами, аналитики видят низкий уровень комфорта и отсутствие позитивного визуального эффекта Следующая фотография 1 / 2

ООО «Яндекс Заправки» совместно с ООО «Балтийская сеть ЭЗС» открыли в Петербурге свой первый электрохаб для быстрой зарядки электромобилей

Фото: Владимир Колодчук

Сравнивая хаб с европейскими аналогами, аналитики видят низкий уровень комфорта и отсутствие позитивного визуального эффекта

Фото: Владимир Колодчук

ООО «Яндекс Заправки» совместно с ООО «Балтийская сеть ЭЗС» открыли в Петербурге свой первый электрохаб для быстрой зарядки электромобилей. Электрозаправка на Кременчугской улице оснащена пятью станциями российского производства «Реватт Рус» общей мощностью 400 кВт и способна обслужить одновременно 10 машин. Средняя скорость зарядки составляет 30–60 минут, но объективно зависит от объема батареи конкретного электромобиля и процента оставшегося заряда.

Как рассказали «Ъ-СПб» руководители сервиса «Яндекс Заправки» братья Роман и Артем Прудниковы, электрохаб был открыт на условиях паритетного партнерства с компанией «Балтийская сеть ЭЗС», которая подготовила место и обеспечила техприсоединение хаба к городским электросетям. В задачи «Яндекса» вошли предоставление самих станций, а также организация инфраструктуры в приложениях, информирование пользователей и предоставление прочего сервиса для автомобилистов.

Размер инвестиций в проект компании не раскрывают. По оценке директора Экспертной группы Veta Дмитрия Жарского, стоимость одного такого хаба, без учета аренды земельного участка, могла составить 35–45 млн рублей.

В компаниях-партнерах отмечают, что в их ближайшие планы входит расширение проекта, но многое будет зависеть от наличия в городе подходящих локаций.

«Сейчас наша основная задача — найти похожие точки по определенным критериям. Один из них — наличие мощности для подключения электрозарядок. Это самое узкое место. Более того, хочется найти такое место, в котором есть потенциал для электроавтомобилей у жителей. Данная локация была выбрана, потому что это новый квартал в центре города — здесь понятные условия предоставления земельного участка в аренду. Если мы будем находить схожие локации, в которых все эти факторы сходятся, то потенциально там будут появляться такие же хабы»,— говорят руководители сервиса «Яндекс Заправки».

По словам учредителя ООО «Балтийская сеть ЭЗС» Натальи Вильман, в совместную зарядную сеть с «Яндекс Заправками» входит 84 ЭЗС быстрого и медленного типа. В большей части это медленные зарядные станции, расположенные в придомовых владениях, где есть трансформаторные подстанции. В «Яндексе» отметили, что основное преимущество хаба перед электрозаправками в ЖК заключается в организации парковочных мест.

«Если хаб — это организованная площадка, туда в принципе и на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) могут заехать, но, скорее всего, не будут этого делать. А в придомовых владениях ваше парковочное место может занять ДВС — и вы не подъедете к зарядке и не сможете зарядиться. Организация парковочных мест — наша основная задача, которую мы начинаем и учимся решать»,— уточнили братья Прудниковы.

Основными конкурентами на рынке электрозаправок в Петербурге для «Балтийской сети» являются ПАО «Россети Ленэнерго», «Пункт-Е», «ТАЧ Продакшн», ПАО «Газпром-Центр», АО «Электрохаб» и «Тесла СПб». По информации комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО), в декабре 2023 года сеть «Россети Ленэнерго» в Петербурге и Ленобласти насчитывала 73 ЭЗС, из них 62 — для быстрой зарядки.

Как отметил на открытии хаба председатель КЭИО Станислав Протасов, на сегодняшний день в Петербурге зарегистрировано более 2,5 тыс. электромобилей.

По оценкам транспортного аналитика Дениса Гаврилова, общий объем регистраций новых электрокаров в городе по итогам 2023 года увеличился в 4,4 раза по сравнению с 2022 годом и составил 961 единицу (учитывая только BEV, без гибридов).

По обновленному проекту региональной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта Петербурга, рассчитанной на период с 2024 по 2026 год, число электромобилей в городе к концу 2024 года должно достигнуть почти 7,9 тыс. штук. В 2025 году, согласно программе, их количество возрастет до 23,4 тыс., а к концу 2026-го составит 57,6 тыс.

В документе также отмечается, что к концу 2024 года число ЭЗС в городе должно вырасти с 216 до 311 станций, из которых 106 будут быстрыми. К концу 2026 года, по оценкам Смольного, зарядить электромобиль в Петербурге можно будет на 511 электрозаправках.

Всего в течение трех лет из регионального и федерального бюджетов на строительство ЭЗС планируется потратить 237,7 млн рублей. Согласно программе, компании могут вернуть субсидиями 60% средств, направленных на закупку оборудования, и 30% затрат на техприсоединение станций.

По мнению аналитика Дмитрия Жарского, за пять лет вполне возможно достигнуть показателя 20–25% всего автопарка, причем ключевым стимулом для этого будет переход на электротягу коммерческого, пассажирского транспорта, а также такси и каршеринга. Он пояснил, что за счет китайского автопрома, в том числе и локализованных моделей, которые будут появляться на российском рынке, в ближайшие годы произойдет массовый переход крупных автопарков на электротягу, поэтому спрос на станции с быстрой зарядкой будет огромным.

Транспортный аналитик Денис Гаврилов отмечает, что практика открытия зарядных хабов распространена во многих странах, но, к примеру, в Европе хабы открывают со специальными лаунжами. В основе их концепции — предоставить пространство для отдыха и работы владельцам электромобилей во время зарядки. В специально отведенных лаунжах можно выпить чай или кофе с какими-нибудь закусками, подключиться к Wi-Fi, получить информацию о производителе, на станции которого ты находишься. Помимо прочего, есть единый навес, что не дает промокнуть в дождливую погоду. «Всего указанного выше набора я не увидел в хабе, который открыли в Петербурге»,— говорит эксперт.

Владимир Колодчук

Источник