«Эстетический оазис для ленинградской интеллигенции»


Большому драматическому театру — 105 лет

Всем сегодня известное здание архитектора Людвига Фонтана на Фонтанке театр получил в 1920 году. Самый первый год своей жизни новый театр работал в Большом зале Консерватории. Здесь 15 февраля 1919 года состоялся премьерный спектакль. Первой постановкой в репертуаре нового театра стала пьеса Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский».

Здание построено по проекту архитектора Людвига Фонтана в 1876–1877 гг. на земельном участке, принадлежавшем графам Апраксиным. Открылось для зрителей в 1879 году как Императорский малый театр. В 1917 году здание было национализировано. С 1920 года — Большой драматический театр. С 1992 года театр носит имя Г. А. Товстоногова

«Цитадель героического репертуара»

К середине февраля 1919-го морозы ударили с особой силой. Помещение театра, как и многие дома в городе, не отапливалось. Публика, состоявшая в основном из красноармейцев, была к такому привычная. Но к посещению театра эти зрители привычны не были, поэтому худрук театра вскоре начнет учить зрителей самому простому — например, хлопать. Красноармейцам было сложно это делать: в руках винтовки. Поэтому режиссер Александр Блок распорядился сделать так, чтобы зрители с винтовками могли поставить оружие в специально отведенном месте. И, освободив руки, все-таки аплодировать актерам, играющим для них на сцене трагедии, героические драмы и классические комедии. В первые годы актерский костяк театра составили Юрий Юрьев, Николай Монахов и Владимир Максимов. Некоторые женские роли играла сама товарищ Феномен — Мария Андреева.

Зима и весна 1919 года в Петрограде были очень тяжелыми, порой невыносимыми. Шла гражданская война. Постоянно бастовали рабочие предприятий, недовольные сокращением хлебного пайка до 1/8 фунта. Смерти от голода и холода стали обыденностью. В такое время открытие театра было смелым, отчаянным, но необходимым шагом.

Новый театр должен был стать рупором революции. Идея его создания принадлежала Максиму Горькому, который в то время жил с актрисой Марией Андреевой. Известная в партийных кругах как товарищ Феномен, она была не просто актрисой, но комиссаром театров и зрелищ Союза коммун Северной области.

Именно она весной 1919 года будет горячо упрашивать Александра Блока стать художественным руководителем БДТ. С приходом Блока в театре собрались прототипы повести Алексея Толстого «Золотой ключик», где Мальвиной была Мария Андреева, Буратино — Горький, а поэт Блок — печальным Пьеро.

Для Блока, который предложение Андреевой принял, театр был мечтой, к которой он двигался долгие годы. Еще гимназистом он готовился стать актером. В любительских спектаклях играл Дон Гуана, Гамлета и Скупого рыцаря. Но вплотную к театральной деятельности Александр Блок подобрался всего за два года до своей смерти. По мнению автора поэмы «Двенадцать», оказавшейся «трамплином» его управленческой карьеры по линии культуры, новый театр должен был стать цитаделью героического репертуара. Интересно, что в день премьеры «Дон Карлоса» Александр Блок был арестован за принадлежность к левым эсерам и провел два дня в здании петроградского ЧК на Гороховой улице. Выйти оттуда относительно быстро помогли хлопоты Марии Андреевой и Луначарского.

Время гражданской войны было для театра неожиданно интересным и продуктивным. Здесь ставили трагедии Шекспира и Шиллера, постепенно вводя в репертуар произведения Мережковского и Брюсова. Оформлением театра занимались лучшие художники того времени: Кустодиев, Лансере, Добужинский, Щуко. Как отмечали современники, театр был предельно подлинным. На сцене возникала мебель из княжеских особняков. Для роли фрейлины Анны Вырубовой в пьесе «Заговор императрицы» героиню одели в настоящее платье исторической героини.

Театр советской драматургии

1921 год — переломный: уехал в Италию Буратино-Горький, расставшись с Мальвиной-Андреевой. Печальный Пьеро к тому времени был тяжело болен. В августе 1921 года Блок умрет, и БДТ возьмет на себя украшение глазетом и кисеей казенного гроба.

Новым главрежем театра стал ученик Всеволода Мейерхольда Константин Тверской. То, что происходило на сцене БДТ в период до прихода Товстоногова в 1956 году, многие критики называют периодом безвременья. Режиссеры менялись слишком часто. Некоторые уходили из театра не по своей воле.

Так, Тверской был выслан из Ленинграда, а затем расстрелян. Пришедший на его место Алексей Дикой был арестован и осужден. В 1930-е годы БДТ, который с 1932 года носил имя Горького, становится настоящим театром советской драматургии.

Во время Великой Отечественной войны в репертуаре — патриотические спектакли «Фронт», «Парень из нашего города», «Полководец Суворов», «Фельдмаршал Кутузов».

Из эвакуации БДТ вернется в Ленинград сразу после прорыва блокады. К тому времени крыша в здании на Фонтанке оказалась пробита, а рабочих для ремонта помещений не хватало. Восстановление легло на плечи актеров.

Кроме того, у каждого артиста было по два-три выступления в день перед фронтовиками. Артистические бригады на грузовиках переезжали из одной воинской части в другую. А на своей родной сцене БДТ в блокадном еще городе в 1943 году дал спектакль «Давным-давно», позже по этой же героической комедии Рязанов снимет свою «Гусарскую балладу».

Золотой век диктатуры Товстоногова

«Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!» Такие слова Георгий Товстоногов сказал на первой своей встрече с труппой неслучайно: ходили слухи, что предыдущих режиссеров могли «съесть». В театре царило безвластие, не было четкой политики. В первые дни своей работы одиннадцатый по счету режиссер БДТ Георгий Товстоногов уволил тридцать актеров, а еще стал бороться с расплодившимися в театре котами.

Период работы Товстоногова для БДТ стал золотым, современники называли его «эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции». Говорили также, что Товстоногов не руководил театром, а жил им. Под его руководством в БДТ была собрана одна из лучших драматических трупп страны, для которой он был царем и диктатором.

«Внутри театра и вне его Товстоногов являлся непререкаемым творческим авторитетом,— вспоминал Кирилл Лавров.— О театре знал буквально все. В нашем “доме” ничто не происходило без его соизволения. Все, что делалось в коллективе, было осуществлением в действии его знаменитой формулы: “Театр — это добровольная диктатура”».

Стиль его руководства называли также называли «просвещенной монархией». Под крылом Товстоногова в БДТ засияли такие звезды, как Олег Басилашвили и Ефим Копелян, Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Евгений Лебедев, Олег Борисов, Владислав Стржельчик и Зинаида Шарко, Николай Трофимов и Кирилл Лавров. В пятерке лучших спектаклей БДТ, созданных под руководством Георгия Товстоногова,— «Пять вечеров», «Идиот», «Ханума», «История лошади» и «Дядя Ваня».

Эпоха Товстоногова длилась 33 года и закончилась со смертью режиссера. Он скончался в мае 1989 года через несколько часов после генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы».

После смерти мэтра театром руководил Кирилл Лавров. Он не выступал в роли театрального режиссера, при этом старался сохранить художественные традиции, заложенные предшественником. В 1993 году театр был переименован в честь Товстоногова. После смерти Лаврова кресло худрука БДТ занял Тимур Чхеидзе, продолживший классические традиции. Его сменил Андрей Могучий, полномочия и контракт которого завершились весной 2023 года.

В свое 105-летие Большой драматический театр входит звездой первой величины, культурным явлением, средоточием амбиций и талантов, сборником интереснейших историй, вписанных в историю страны.

Анна Кашурина

Источник