В принятом ЗакС Ленобласти законе «О внесении изменений в ст. 5 областного закона «Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области»» НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» и Федерация рестораторов и отельеров РФ видят недостаточную обоснованность. В частности, как считают представители бизнеса, в законе отсутствует четкая статистика по правонарушениям, связанным с употреблением алкогольной продукции, особенно в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах (МКД) и на прилегающих к ним территориях. «Данные, на которые ссылаются авторы закона, включают все возможные нарушения тишины и покоя (в том числе выполнение ремонтных работ, лай, вой животных, топот, игру на музыкальных инструментах и прочее.— «Ъ-СПб» ), не разделяя их по причинам, что делает невозможным оценку реального влияния продаж легальной алкогольной продукции в объектах общественного питания, расположенных в МКД на уровень нарушений. Это указывает на необходимость более тщательного анализа и детализации статистических данных перед введением законодательных ограничений для законопослушных коммерческих операторов»,— говорится в тексте письма.
В числе предложений, направленных в обращении к главе 47-го региона: введение переходного периода минимум в один год для адаптации законопослушного бизнеса к новым условиям, установление гибких правил продажи алкоголя в зависимости от времени года и специфики районов, чтобы обеспечить сбалансированный подход к законодательному регулированию.
«Избыточные законодательные ограничения будут способствовать увеличению отравлений и смертных случаев из-за потребления контрафактного алкоголя»,— убеждены авторы обращения. Генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский сказал «Ъ-СПб», что ни одно из предложений некоммерческого партнерства и Федерации рестораторов и отельеров РФ не вошло в окончательную редакцию утвержденного закона. Областные депутаты также не ответили ни на одно из обращений представителей бизнеса, подчеркнул господин Черниговский.
Какие ограничения вводит закон Ленобласти «о наливайках»
Упомянутый закон, принятый областным парламентом на прошлой неделе сразу в трех чтениях, ввел запрет на продажу алкоголя в заведениях общепита, имеющих лицензию не только магазина, но и бара, во дворах и МКД с 23 до 9 часов. Ограничения не затронут рестораны в многоквартирных домах и точки общепита в туристических локациях. Послабления также будут сделаны для кафе с лицензией на торговлю спиртным и обслуживанием официантов, отвечающих требованиям ГОСТ и имеющих не менее 20 посадочных мест (см. «Ъ-СПб» от 19.04.2024). Последним разрешено продавать алкоголь с 9 часов утра до 2 часов ночи. Предполагается, что запрет вступит в силу 1 сентября.
То, что закон был принят так быстро, говорит о согласованности позиции депутатов и правительства региона, полагает директор Института современного государственного развития, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Дмитрий Солонников. «Все законы «о наливайках» сложные, так как, с одной стороны, защищают интересы жителей многоквартирных домов и других домов, рядом с которыми находятся подобные заведения. С другой стороны, они не оставляют альтернативы для граждан в тех локациях, где кроме специализированных магазинов в жилых домах алкогольную продукцию купить больше негде»,— рассуждает политолог.
Запретительный подход без альтернативы (легальных торговых комплексов, в которых размещаются алкомаркеты) будет стимулировать развитие черного рынка, продолжает эксперт. Но, учитывая, с какой скоростью приняли данный закон в Ленобласти, рассчитывать, что губернатор региона воспользуется своим право наложить на него вето, не приходится, заключает господин Солонников.
В комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (КЭРиИД) сообщили изданию, что обсуждению законопроекта предшествовали многочисленные жалобы от жителей многоквартирных домов на «наливайки». Для более детальной проработки была собрана статистика и сделана аналитика, проведены опросы участников рынка. «Обсуждение законопроекта шло на притяжении более трех месяцев. Была создана рабочая группа, куда вошли депутаты ЗакСа, представители КЭРиИД, комитета по малому бизнесу, комитета по здравоохранению, муниципалы, аппарат омбудсмена, представители ГУ МВД, представители бизнес-сообщества, некоммерческие организации, в том числе НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка». Был проведен обязательный этап — оценка регулирующего воздействия законопроекта, в процессе которого все заинтересованные стороны могли оставить предложения и замечания по законопроекту, в том числе и вышеназванный клуб. И все замечания были рассмотрены, проанализированы, и на них были даны ответы»,— прокомментировали в ведомстве.
После вступления закона в силу через определенное время может быть проведена оценка фактического воздействия новых установленных ограничений, уточнили в КЭРиИД. По данным комитета, сегодня в МКД на территории Ленинградской области действует 102 лицензиата, реализующих крепкий алкоголь, и 200 организаций, продающих пиво и пивные напитки.
Александра Тен
Источник