Правительство Петербурга и ООО «Аурус» заключили соглашение о реализации инвестиционного проекта по созданию производства автомобилей премиальной марки Aurus на бывшем заводе Toyota в Шушарах. Подписи под документом на полях ПМЭФ-2024 поставили губернатор города Александр Беглов и гендиректор ООО «Аурус» Андрей Панков (бывший топ-менеджер Renault в России).
По словам господина Панкова, на площадке будут производиться компоненты, субкомпоненты и автомобили класса премиум для российского рынка. Инвестиции в проект пока не раскрываются.
Производство автомобилей Aurus на бывшем заводе Toyota в феврале 2024 года анонсировал журналистам глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Он отмечал, что первые экземпляры промышленной сборки появятся в конце 2024 года, а сама сборка будет вестись совместно с зарубежными партнерами. С какими именно, вице-премьер не уточнил.
При этом исполнительный директор Hongqi в России Иван Савельев в рамках сессии бренда на ПМЭФ назвал информацию в СМИ о возможном сотрудничестве Hongqi и ООО «Аурус» в части крупноузловой сборки на площадке в Шушарах «небезосновательной».
«Информация о сотрудничестве, которая появляется в тех или иных изданиях, наверное, небезосновательна, потому что Минпромторг РФ обсуждает с Минпромторгом КНР возможность производства китайских автомобилей в России на тех заводах, которые, скажем так, высланы. Пока по этому вопросу у нас достоверной информации нет. Мы не будем комментировать»,— сказал господин Савельев.
По мнению экспертов, бренд Hongqi является самым логичным выбором производственного партнера для ООО «Аурус».
«Оба бренда близки к государству, и запуск совместного проекта в этом ключе для «Ауруса» видится понятным и очевидным выбором. Сам Hongqi представлен в России уже почти два года и нашел своего потребителя, а учитывая активное продвижение марки на площадке форума (Hongqi —официальный автомобиль ПМЭФ-2024.— «Ъ-СПб» ), вероятно, также является намеком на то, что бренд может быть локализован в России»,— считает автоэксперт Денис Гаврилов.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров также видит приоритетными иностранными партнерами для «Ауруса» представителей китайского автопрома, но отмечает, что проект на начальном этапе будет направлен на крупноузловую сборку и вряд ли будет иметь «какое-то глубокое технологическое сотрудничество».
Основным акционером ООО «Аурус» является ФГУП НАМИ (63,5%), еще 36% принадлежит арабскому фонду Tawazun и 0,5% акций находится у ПАО «Соллерс». Начиная с 2021 года Aurus серийно выпускают в Елабуге, где на площадке «Соллерса» ведутся сварка и окраска кузовов. Сейчас производятся Aurus Senat и внедорожник Komendant. Объемы выпуска неизвестны, но в 2023 году предполагалось собрать 200 Komendant. В целом производственные мощности завода в Елабуге позволяют выпускать 5 тыс. автомобилей в год, мощности бывшего завода Toyota в Шушарах рассчитаны на 100 тыс. машин в год.
По мнению господина Бурмистрова, проект по выпуску автомобилей Aurus на бывшем заводе Toyota в Петербурге выглядит скорее политическим, нежели экономическим. Эксперт обращает внимание, что мощности завода огромные, а модели Aurus в больших объемах выпускаться не будут, соответственно, оставшиеся мощности нужно будет чем-то дозагрузить.
Господин Гаврилов считает, что основной объем производства будут обеспечивать автомобили среднего ценового сегмента.
Владимир Колодчук
Источник