На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. Его деятельность включала и административно-руководящую работу, и архитектурное проектирование, и научные исследования, и многое другое. В сферу его научных интересов входили изучение и обследование архитектурных памятников Ленинграда, составление исторических справок, участие в создании кинофильмов, изучение творчества русских архитекторов. Особенно интересовался он изучением наследия архитектора Старова, который в 1772–1774 годах был главным архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», а до этого учился в Париже у представителя неоклассицизма Шарля де Вайи. Николай Белехов был автором нескольких монографий и альбомов, а также множества очерков и статей. Он активно занимался популяризацией архитектурного наследия Ленинграда, придавая этому большое значение в деле охраны памятников.
Стоит отметить, что именно Белехову мы во многом обязаны тем, что сегодня видим полностью восстановленные парки и дворцы города и пригородов. В послевоенном СССР, где население до декабря 1947 года покупало продукты по карточкам, дворцы казались чрезмерной роскошью. Первоначально было принято решение о том, что дворцы станут санаториями, поэтому восстановить можно только фасады. Белехов развил кипучую деятельность, чтобы добиться решения о восстановлении дворцов. В этом его поддержали все директора пригородных дворцов-музеев.
По инициативе того же Белехова, архитектора Кирилла Халтурина и художника-реставратора Николая Перцева 1 июля 1945 года была организована Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская (ЛАРМ). Спустя много лет этот день — 1 июля — станет отмечаться как День реставратора.
Крупнейший знаток отделочных работ архитектор Леонид Анолик, возглавивший мастерские, собрал лучших мастеров старшего поколения. Среди них были архитекторы, перенесшие блокаду, Ирина Бенуа и Евгения Казанская, вернувшийся из эвакуации Михаил Плотников, пришедшие из действующей армии Александр Гессен, Александр Кедринский и Василий Совков. Они стали основоположниками ленинградской школы реставрации и разработали методику комплексного восстановления памятников архитектуры XVIII–XIX веков.
Пострадал почти каждый дом
Во время Великой Отечественной войны на Ленинград было сброшено более 5 тыс. фугасных и 100 тыс. зажигательных бомб и выпущено около 150 тыс. артиллерийских снарядов. Пострадал почти каждый дом: разрушено 3174 здания, повреждено частично 7143. Всего это около 5 млн кв. м жилья, 500 школ, 170 учреждений здравоохранения. Убытки городского хозяйства исчислялись в 5,5 млрд рублей, то есть около 25% стоимости основных фондов городского хозяйства.
Бомбы и снаряды попали во многие исторические здания; в Оперный театр (бывший Мариинский), Инженерный замок, Русский музей, Эрмитаж, Зимний дворец. Более 30 вражеских снарядов попало в здание Эрмитажа. Было выбито более 20 тыс. кв. м стекла из окон, полностью оказались разрушены отопительная и водопроводная сети. В Мариинский театр попало более двух десятков снарядов. Больше всего пострадал Большой дворец в Петергофе, превращенный в руины. Также были разрушены загородные дворцы и парки Пушкина, Павловска, Стрельны и другие.
Ударный труд в союзе промышленности и науки
Уже в 1944 году снова начали работать снова мастерские и цеха «Электросилы», Металлического завода и других предприятий. Непростым оказалось восстановление электростанций «Ленэнерго». В 1945 году они выработали лишь 366 млн кВт•ч, что почти в пять раз меньше, чем в довоенном 1940 году. Всего через десять лет этот уровень будет превзойден.
В 1945 году ленинградская промышленность уже выполнила план по выпуску валовой продукции на 102,5%. На заводах налаживается производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечнопрессового оборудования. Промышленность восстанавливалась на новом, более высоком уровне, с учетом передовой науки и техники, новой технологии.
«Мы отстояли Ленинград — мы сделаем его еще краше и лучше»,— под этим лозунгом люди шли восстанавливать любимый город.
Десятки тысяч ленинградцев по призыву партийной организации и по велению сердца ежедневно в свободные от основной работы часы восстанавливали город, его предприятия, исторические памятники. В этой работе прославились многие рабочие-новаторы. Среди них — каменщик Парфенов, уложивший со своей бригадой более 4 млн кирпичей, что составило четыре годовые нормы. Инициатором скоростных методов каменной кладки стал мастер Куликов, прославились кровельщики братья Преображенские, штукатуры Сафин, Карпов и многие другие строители.
По инициативе ленинградцев в стране началось движение за творческое содружество работников науки и производства. На предприятиях изучались и стали применяться методы новаторов. Четвертый пятилетний план был выполнен ленинградцами досрочно. Особенно заметно было развитие тяжелой индустрии. В 1950 году валовой выпуск продукции предприятий Ленинграда составил 128% по отношению к 1940 году. При этом численность рабочих и служащих все еще оставалась ниже, чем в довоенном 1940 году.
Анна Кашурина
Источник