Армейцы сумели выиграть только один матч у «Автомобилиста» на втором этапе Кубка Гагарина. Хотя эта команда не выглядела непобедимой. В регулярном чемпионате КХЛ уральцы заняли пятое место на «Востоке». В 1/8 финала Кубка Гагарина выбили из турнира казанский «Ак Барс», еще одного фаворита (4–1). Но в дуэли со СКА «Автомобиль» владел преимуществом — игровым и психологическим. Видно было, что игроки знают, как надо играть, чтобы победить соперника со звездами на форме. Армейцы же так и не подобрали ключи к воротам соперника. Ни в одном из пяти матчей СКА не владел игровой инициативой. Даже в четвертой игре, когда была добыта единственная победа — со счетом 5:2 — все висело на волоске до последних минут. Две шайбы удалось забросить в пустые ворота. Первые две дуэли петербуржцы проиграли на своей площадке 2:3 и 1:3. Потом уступили на выездке в овертайме 1:2, а завершили сезон домашним поражением 4:5. Таким образом, все три матча на «СКА Арене» были проиграны. Всего СКА одержал в этом Кубке Гагарина пять побед — один из худших результатов за последние 14 лет. Роман Ротенберг не дошел до финала как тренер третий сезон подряд: до этого петербуржцы при нем дважды уступили в плей-офф ЦСКА.
Дуэль с «Автомобилистом» обнажила все проблемы СКА. В течение сезона команда побеждала соперников за счет длинной скамейки и хорошей физической подготовки. Какой-то игры, почерка, стиля, который бы отличал армейскую команду от других, она не показывала. В начале сезона вообще был провал. Игроки долго искали взаимопонимание, потому что многие летом только пришли в СКА. Команду собирали практически заново. Тогда даже были сомнения, попадет ли она по итогам регулярного чемпионата в плей-офф. Все смеялись над системой Романа Ротенберга. Про нее часто говорил тренер на пресс-конференциях, но никто не понимал, что это такое и как работает. Даже фанаты СКА во одном из матчей возмутились, вывесив на трибунах баннер «Система не работает». Их быстро остудили.
Что интересно, после того инцидента, произошедшего в ноябре, дела армейцев в чемпионате пошли в гору. Они стали побеждать матч за матчем и скоро, казалось, превратились в грозную силу, способную претендовать на победу в Кубке Гагарина. Но на последнем отрезке чемпионата пошел спад в игре: СКА проиграл два матча дома: «Северстали» — 0:3 и китайскому «Куньлуню» — 2:3. Команда упустила победу в регулярном чемпионате, заняв второе место. Все это происходило на фоне разговоров о том, что СКА взял передышку накануне плей-офф и что самое главное — впереди.
В Кубке Гагарина команда уже не выглядела такой уверенной, как во второй части чемпионата. Победа над «Торпедо» с общим счетом 4–1 ввела многих в заблуждение, что СКА набирает форму и будет играть все лучше. Матчи с нижегородцами давались армейцам тяжело. Первый они проиграли на «СКА Арене», второй вытащили в овертайме, а потом торпедовцы просто выдохлись. Их самих на финише сезона накрыл спад, из которого они так и не выбрались. У «Автомобилиста» оказался крепче состав и исполнители другого уровня. А главное, тренеры екатеринбуржцев нашли тактическую модель, которая позволила обыгрывать СКА. Игроки ей четко следовали. Подавить соперника «физикой» не удалось — «Авто», несмотря на не самый широкий состав, держал темп частыми сменами. В своей зоне уральцы давали армейцам свободу только у бортов — к воротам их не подпускали. В атаке подопечные тренера Николая Заварухина регулярно создавали опасные моменты, хотя не находились часто в чужой зоне. СКА показал только навал. Игрокам не хватало изюминки, чтобы найти дорогу к воротам соперника, а тренеры армейцев проиграли тактическую дуэль. Ключевыми были поражения в первых двух домашних матчах — от них СКА не оправился.
Роман Ротенберг назвал основные причины неудачного выступления в плей-офф. Это травмы лидеров команды. Самой значительной стала потеря капитана Александра Никишина — защитника, который умел обороняться и забивать. Он выбыл из строя в ходе пятого матча с «Торпедо». Другие игроки — например форварды Валентин Зыков, Борна Рендулич, защитник Андрей Педан — не играли ключевой роли в игре команды. Возможности для ротации у СКА были. Другое дело, что игроки себя на проявили. В серии с «Автомобилистом» ни одного очка не набрал нападающий Сергей Толчинский, пришедший в СКА из «Авангарда» в статусе звезды. Канадец Брендан Лайпсик, которому с помпой предоставили российское гражданство по ходу сезона, сыграл в плей-офф только два матча, тоже не набрав очков. Лучшими форвардами у армейцев в кубковой части были Марат Хайруллин, Василий Глотов и Арсений Грицюк, забросившие соответственно по пять и четыре шайбы. Остальные мастера атаки не перешли рубеж в два гола. Толчинский забил три, но все это было в серии с «Торпедо».
Еще Роман Ротенберг делал намеки на то, что команду не так судили, и вообще давал понять, что судейство — темная история, чтобы ее обсуждать публично. Можно вспомнить, что по ходу сезона тренер СКА время от времени жаловался на арбитров, а ветераны СКА (надо думать, исключительно по доброй воле) даже писали письма на имя президента РФ Владимира Путина с просьбой обратить внимание на то, как судят СКА. Арбитры об этом не забыли.
Еще одна причина провала команды, как рассказал тот же Ротенберг,— переезд незадолго до окончания чемпионата на новую арену. Там СКА бил мировые рекорды посещаемости, собирая на трибунах больше 22 тыс. зрителей. Но хоккеисты, как можно было понять из слов Ротенберга, не успели привыкнуть к новой арене. На вопрос, можно ли было повременить с переселением, тренер и один из руководителей СКА (Ротенберг занимает также должность заместителя главы совета директоров клуба) ответил: «Мы как солдаты: нам сказали, надо переезжать,— мы переехали».
Мы строили и наконец построили, можно вспомнить известную присказку, оценивая сезон СКА. Но факт в том, что самый богатый клуб лиги (зарплатный фонд игроков — 912 млн рублей), имея все возможности выступить успешно, в итоге завалился на второй стадии плей-офф, не показав по результату даже того, что показывал в предыдущие сезоны. Хотя «под высокие задачи» был приобретен фактически новый состав.
Кирилл Легков
Источник