Несмотря на тяжелую незнакомую работу и скудные бытовые условия, вот что пишет поэт о своем пребывании в ссылке: «Когда я там вставал с рассветом и… шел за нарядом в правление, то понимал, что в этот же самый час по всей, что называется, великой земле русской происходит то же самое: народ идет на работу. И я по праву ощущал свою принадлежность к этому народу. И это было колоссальное ощущение».
Северный край, укрой. И поглубже. В лесу. Как смолу под корой, спрячь под веком слезу. И оставь лишь зрачок, словно хвойный пучок, и грядущие дни. И страну заслони.
(из стихотворения «К северному краю»)
В 1965 году в коношской газете «Призыв» опубликовано стихотворение Бродского «Тракторы на рассвете». При всей советской, казалось бы, его тематике стихотворение выглядит вполне себе вечным,— как и почти все у Бродского. «Тракторы просыпаются с петухами, петухи просыпаются с тракторами, вместе с двигателями и лемехами, тишину раскалывая топорами. И в тумане утреннем по колено рокоча, выстраиваются вдоль фронта. Тишина разваливается, как полено, по обе стороны горизонта».
Бродский написал в Норенской около 80 стихотворений. В апреле 2015 года на базе дома Пестеревых был открыт дом-музей И. А. Бродского.
Какую биографию они делают нашему рыжему!
Предыдущая фотография Следующая фотография 1 / 5
1960-е гг. Поэтесса Анна Ахматова
Фото: Б. Виленкин / фотоархив журнала «Огонек»
1960-е гг. Русская советская писательница, журналистка, правозащитница, педагог Фрида Вигдорова одна из главных защитниц Иосифа Бродского. Умерла от рака за месяц до возвращения Бродского из ссылки
Фото: музей Иосифа Бродского
Жан-Поль Сартр просил за Бродского председателя президиума Верховного Совета СССР Анастаса Микояна в письме с просьбой пересмотреть дело и заступиться «за молодого человека, который уже является или, может быть, станет хорошим поэтом»
Фото: Moshe Milner / wikimedia.org
1960-е гг. Публицист, историк Яков Гордин подписавший в 1964 году письмо в защиту Бродского
Фото: из личного архива Якова Гордина
Май 1972 г. Иосиф Бродский с Ефимом Эткиндом (слева), активно защищавшим Бродского во время судебного процесса и Генрихом Бёлем до отъезда Бродского из СССР
Фото: www.br00.narod.ru / br00.narod.ru/Екатерина Зворыкина
Когда-то эти слова сказала Анна Ахматова, прозорливая петербургская Кассандра, узнав о ссылке, в которую в качестве наказания за «тунеядство» поэта Иосифа Бродского отправляют власти. Она была в числе его защитников и в свое время переживала, что поэта не удалось отстоять. Бродский, как известно, бывал у Анны Андреевны в Комарово. Она выделяла его из множества известных ей молодых литераторов того времени. Строчку Бродского «Вы напишете о нас наискосок» Ахматова взяла эпиграфом к своему стихотворению «Последняя роза». Она говорила, что после Мандельштама ничего подобного не читала.
В том, что процесс был показательным, что власти хотели указать творческой интеллигенции на ее место, уверен Яков Гордин, главный редактор журнала «Звезда». Он считает, что выбор пал на Бродского по причине его популярности в молодежной среде.
«Незадолго до этого властями было принято общее решение — интеллигенцию несколько поставить на место, а то она, почувствовав оттепель, распустилась. В Ленинграде решили отреагировать на это целым рядом показательных процессов. Начали с Бродского, решили, что он — человек достаточно известный, и если его стереть в порошок, то это будет хорошим уроком для слишком уж вольной молодежной среды. Однако суд над Бродским вызвал огромный скандал. По сути, именно с этого началась так называемая кампания «подписантства», когда представители творческой интеллигенции стали подписывать письма протеста против судебных расправ. В общей сложности до конца 1960-х годов было 25 тысяч подписантов по поводу процесса Синявского-Даниэля, Гинзбурга-Галанскова, по поводу Чехословакии. Именно суд над Бродским, повторюсь, и вызвал такую резкую ответную реакцию».
Анна Кашурина
Источник