ЛОТ в тумане


Губернатор Ленобласти задумался о выходе региона из состава акционеров СМИ

На прошлой неделе на встрече губернатора Ленобласти Александра Дрозденко с депутатами областного парламента был поднят вопрос о дальнейшем положении дел в АО «Ленинградская областная телекомпания» (ЛОТ). Выслушав доклад руководителей курирующих ведомств, губернатор Ленобласти предложил подумать о ликвидации или приватизации компаний, управляющих СМИ, в которых регион является акционером. Политологи убеждены, что собственная телекомпания нужна региону «категорически».

Губернатор Ленобласти Александра Дрозденко на встрече с депутатами областного парламента

Вопросом о том, для чего в 2015 году доля в 25,1% АО «ЛОТ» (прежде ОАО «ЛОТ») была продана ООО «РЭСМИ», озаботился депутат областного ЗакС от КПРФ Дмитрий Звонков. «Бюджет региона тратит на содержание ЛОТа по 200 млн в год, за пять лет на телекомпанию было потрачено не менее 1 млрд рублей,— подсчитал господин Звонков.— А за продажу доли в компании Ленобласть выручила всего 9 млн рублей. Хотелось бы понять эффективность данного решения».

На заседании не прозвучало, что с 16 августа 2023 года ООО «РЭСМИ» было ликвидировано. Ликвидатор компании Татьяна Колбухова не подтвердила «Ъ-СПб», что на момент прекращения деятельности общество уже не владело долей в областной телекомпании. Но источники, близкие к ЛОТу, сообщили редакции, что в начале 2022 года ООО «РЭСМИ» перестало быть акционером ЛОТа.

Кто стал акционером областного телеканала ЛОТ в 2015 году

Согласно последнему опубликованному на сервере раскрытия информации списку аффилированных лиц ЛОТа, в 2020 году 74,8% уставного капитала компании принадлежало КУГИ Ленобласти, остальные 25% — РЭСМИ. Кому отошла доля частных инвесторов в 2022 году, в Леноблкомимуществе не уточнили, сказав только, что новым акционером стало физическое лицо. Источник «Ъ-СПб» поделился, что долю в АО приобрел Олег Черных. Господин Черных подтвердил «Ъ-СПб», что является держателем доли в 25,1% и объяснил, что решение сделать акционером руководителя ЛОТа было принято для более эффективного управления компанией, что является типичной практикой для мотивации топ-менеджеров. При этом продажа акций была инициирована не правительством региона, а стала решением предыдущего частного акционера компании.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Ленинградская областная телекомпания зарегистрирована с 11 июля 1996 года, как АО «ЛОТ» — с 19 июля 2021 года. Генеральным директором общества является Олег Черных, который также занимает должность главного редактора «ЛенТВ24». Учредители АО «ЛОТ» в данный момент не раскрываются. Выручка компании в 2022 году составила 33,9 млн рублей, сократившись по сравнению с результатами 2021 года на 6%, чистая прибыль достигла 878 тыс. рублей (против 214 тыс. в 2021 году).

Четкого ответа на запрос депутата не последовало. Председатель Ленинградского областного комитета по управлению государственном имуществом (Леноблкомимущество, КУГИ Ленобласти) Маринэ Тоноян рассказала, что в 2015 году размер выплаченных в АО «ЛОТ» дивидендов составил 86 тыс. рублей, в 2016 году — 15 тыс., в 2017-м — 8 тыс., в 2018-м — 4 тыс. рублей. Чистые активы компании в 2015 году составляли 15 млн рублей, а по результатам 2022 года — 14 млн. Из чего глава 47-го региона заключил, что телекомпания живет за счет текущей операционной деятельности и субсидируется регионом в соответствии с законом о финансировании СМИ.

На запрос редакции о том, какую деятельность осуществляет сегодня ЛОТ, пресс-служба правительства Ленобласти проинформировала, что в состав АО «ЛОТ» входит телеканал «ЛенТВ 24», осуществляющий телевизионное вещание на основании лицензии Роскомнадзора. Наименование распространяемого СМИ — «ЛОТ-Регион» (бренд «ЛенТВ24»). В соответствии с решением федеральной конкурсной комиссии «ЛОТ-Регион» является обязательным общедоступным телеканалом Ленинградской области (21-я кнопка).

Кроме этого, в составе АО «ЛОТ» находятся сетевые издания: www.47channel.ru, www.lentv24.ru, www.online47.ru, интернет-портал og47.ru, печатное издание «Общая газета» занимающаяся подготовкой специальных выпусков газеты, приуроченных к значимым событиям жизни региона. «Количество подписчиков СМИ и других медиа АО «ЛОТ» в социальных сетях и мессенджерах — более 1 млн человек»,— говорится в ответе пресс-службы.

Вся деятельность АО «ЛОТ», субсидируемая регионом на основании соответствующих постановлений правительства Ленинградской области, связана с телевещанием, работой сетевых СМИ и распространением информации на интернет-платформах, уточнили в областном правительстве. На упомянутой встрече губернатора Дрозденко с депутатами сложилось впечатление, что глава 47-го региона не проинформирован о полном составе СМИ, входящих в ЛОТ, так как губернатор неоднократно подчеркнул, что регион заинтересован в основном в развитии интернет-площадки «ЛенТВ 24». «Может, нам принять решение о ликвидации либо о приватизации части компаний, где у нас есть средства массовой информации и где мы акционеры? Либо кто-то может обратно передаст пакеты?»— сказал Александр Дрозденко.

Комментируя смену состава акционеров АО «ЛОТ» и рассуждая о ее перспективах, доктор политических наук, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор отмечает, что местный телевизионный канал, принадлежащий органам власти и освещающий их деятельность, рассказывающий о происшествиях и проектах региона, должен быть обязательно везде. «Зачем что-то делать или отказываться от канала, который выполняет свою функцию: объясняет, рассказывает, показывает, анализирует то, что происходит в регионе и делает это на достаточно неплохом уровне?»— недоумевает политолог.

Александра Тен

Источник