Согласно данным платформы «Люди в цифрах», наиболее заинтересованными в новых специалистах среди петербургских компаний в прошлом году были «Радар ммс», «Полюс Групп», Балтийский завод, НПК «Морсвязьавтоматика», Кронштадтский морской завод, Невский судостроительно-судоремонтный завод, Пролетарский завод и Sitronics KT.
Судостроительные предприятия искали токарей и фрезеровщиков (размещено 10% вакансий от общего объема спроса), а также слесарей и сварщиков (6–7%). Медианная предлагаемая зарплата в отрасли в 2023 году по стране составила 85 тыс. рублей, в Петербурге — от 63 до 103 тыс. рублей.
В ноябре 2023 года на рабочей встрече с президентом РФ Владимиром Путиным проблему дефицита кадров в судостроении упоминал глава ВТБ, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Костин. Банкир назвал нехватку кадров «большой», добавив, что специалистов «переманивают в другие отрасли, в том числе в оборонную». В конце января в ОСК обозначили перспективную потребность в гражданских судах для российских судовладельцев до 2035 года. Она составила 589 единиц совокупной стоимостью 1,36 трлн рублей. По оценке ОСК, в ближайшие 11 лет российским судовладельцам потребуется 161 балкер (общая сумма инвестиций 329,3 млрд рублей), 30 аварийно-спасательных судов (287,6 млрд), 22 научно-исследовательских судна (155,5 млрд) и пять ледоколов (143 млрд).
По данным опроса hh.ru, проведенного в конце 2023 года, 85% компаний придерживаются мнения, что дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда в 2024 году. Среди причин — неконкурентный уровень зарплаты, недостаточное развитие бренда работодателя и непривлекательные условия труда.
По мнению гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, потребность в персонале в судостроительной отрасли вызвана вполне объективными факторами, и основной — увеличение спроса на создание военных, гражданских и специальных судов. «Закрывать вакансии становится сложнее. Учитывая плановый дефицит персонала и факторы сезонности, компании перестраховываются и начинают искать специалистов заранее»,— говорит эксперт.
Поспособствовать притоку новых кадров в отрасль, по мнению аналитика, может улучшение условий труда, в том числе использование более технологичного оборудования, автоматизация и переход сборки судов из открытых доков в сухие (крытые доки).
Как отмечает доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец, полностью решить проблему дефицита кадров сложно, особенно для инженерно-технических специалистов, на подготовку которых требуется не один год. С квалифицированными рабочими также непростая ситуация, поскольку молодежь сейчас не ориентирована на рабочие профессии, но период обучения и подготовки там меньше.
Эксперт считает, что для привлечения рабочей силы в отрасль стоит полноценно использовать целевую подготовку, заключая договоры с вузами, а также разрабатывать программы для «хедхантинга» специалистов, которые имеют соответствующее образование, но покинули эту сферу. Профориентация и достойные условия труда тоже могут быть хорошими инструментами, указывает госпожа Иванова-Швец.
Владимир Колодчук
Источник