Агрегаторам предлагают поделиться


Депутаты ЗакСа предложат шеринговым компаниям оставлять налоги в региональных бюджетах

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга готовят проект федерального закона о регуляции налогообложения агрегаторов такси и электросамокатов. Парламентарии хотят обязать шеринговые сервисы легализовать доходы в каждом регионе отдельно, чтобы налоги оставались в местной казне, а не переходили по месту регистрации компании. В постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского парламента считают, что перевод налоговых отчислений в регион позволит Петербургу вкладываться в создание инфраструктуры и обеспечивать безопасность для передвижения. Подобное рассредоточение налога на услуги может усложнить работу самих сервисов, а сделать такую систему технически будет достаточно трудно, предполагают эксперты и игроки рынка.

Проектом федерального закона занимаются члены постоянной комиссии по транспорту. При ней создано две рабочих группы — отдельно по вопросам такси и самокатов. К участию в обсуждении также приглашаются представители комитетов по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, четырех шеринговых сервисов, ГИБДД, прокуратуры и Следственного комитета России.

Зачем парламент Петербурга обращается к Михаилу Мишустину по поводу изменений в ПДД

По предложению последнего ведомства ЗакС Петербурга обращался к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, прося изменить Правила дорожного движения и запретить проезд на самокатах по тротуарам, несовершеннолетним, а также людям «в состоянии аффекта». Тогда парламент получил ответ, где сказано, что все предложения петербургских депутатов будут учтены в рамках разрабатываемой правительством «дорожной карты» мероприятий по правовому регулированию средств индивидуальной мобильности (СИМ).

«Группа создана еще в прошлом году, и пока мы ничего в принципе не добились. Они (сервисы.— «Ъ-СПб») сопротивляются. Будем сейчас предлагать условия, чтобы все новые информационные сервисы платили налоги в городе»,— поделился в разговоре с «Ъ-СПб» председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев («Единая Россия»). Он рассказал, что ЗакС готовит отдельные проекты по такси и по кикшерингу, в которых пропишет право каждого региона разрабатывать свои правила, исходя из городской инфраструктуры, получать налоги от компаний в городскую казну и, соответственно, вкладываться в дорожную инфраструктуру.

«Самокаты (которые запрещать, как мы понимаем, не собираются) нужно сделать безопасными, а это можно сделать вложениями из бюджета и созданием инфраструктуры. Они получают прибыль, не платят ее в региональный бюджет. А мы должны вкладываться. Например, на строительство самокатных дорожек наш комитет по транспорту выставил счет на 30 млрд рублей, чтобы не было такой травмоопасности. А откуда мы возьмем эти 30 млрд? Мы должны заполнять бюджет их деньгами, и тогда все будет по-честному. Даже выдавать разрешения агрегаторам стоит денег из городской казны. А налоги идут не к нам, то есть это не окупается»,— мотивирует создание законопроекта господин Цивилев.

В ноябре 2023 года комиссия подсчитала, что городской бюджет лишь от сферы такси ежегодно недополучает около 3 млрд рублей. Тогда депутаты задумались над тем, чтобы ввести единую налоговую ставку в 4% на доходы всех водителей таксопарков, так как в серой зоне они насчитали около 40 тыс. водителей. Вице-спикер ЗакСа Павел Иткин (ЛДПР) предлагал обложить налогом и кикшеринговые компании, а также обязать их оплачивать парковку в центре города.

При этом главные игроки рынка, зарегистрированные в Москве, вероятно, не перечисляют налоги с прибыли вовсе, а агентская модель работы (при которой водитель получает деньги от таксопарка на основании агентского договора) позволяла водителям уклоняться от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), говорит Алексей Цивилев. «У нас есть федеральный специальный налоговый эксперимент. И по нему они вообще ничего не платят и, мне кажется, не собираются платить. Прибыль в чистом виде либо вообще не облагается налогом, либо каким-то минимальным, типа НДФЛ для сотрудников»,— говорит парламентарий.

Частично инициатива петербургских депутатов уже реализована в новом федеральном законе о такси. Согласно ему, если в городе службы такси обрабатывают более 4 тыс. транзакций ежедневно, то сервису необходима регистрация регионального представительства, а зарегистрированный в субъекте офис обязан платить налоги именно в этом регионе. Однако закон обязал службы реализовать это положение лишь к сентябрю 2025 года. Инициативную группу депутатов, занимающихся вопросами такси в ЗакСе, такие сроки не устраивают.

По словам депутата Цивилева, аналогичный вопрос стоит и в других регионах: «Везде все одинаково». Сами же сервисы тоже понимают, что они «каждый день ездят по городу и оказывают опасные услуги», продолжает он.

Успех законопроекта зависит от масштаба компании, считают в пресс-службе сервиса по шерингу самокатов Whoosh. «Если говорить о крупном бизнесе с диверсификацией производства и разделением направлений деятельности, то такая идея выглядит вполне жизнеспособной. Если говорить о небольших компаниях, то важно понимать, что это потребует создания разветвленной системы управления различными юридическими лицами, работающими в разных регионах»,— рассуждают в компании. Как правило, бизнес стремится к большей эффективности за счет упрощения рабочих и производственных процессов, поясняют игроки рынка. «А подобный подход, напротив, предполагает создание более сложной и менее поворотливой структуры»,— заключили в Whoosh.

Инициатива разделить налог на услуги по регионам выглядит противоречиво, считает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Он полагает, что это будет сделать достаточно сложно технически. «Особенно с учетом того факта, что исполнитель (перевозчик) может быть вообще из третьего региона. Также непонятно, что делать в случае перевозки между разными регионами (например, из Петербурга в область и наоборот)»,— говорит эксперт. Он также предполагает, что администрирование уплаты налога в каждом регионе приведет к дополнительным расходам агрегаторов, которые будут обязаны учитывать доходы раздельно. «Пока не будут разъяснены эти очевидные спорные моменты, на мой взгляд, законопроект выглядит малоперспективно»,— заключил Дмитрий Клеточкин. Еще одной сложностью для реализации данного проекта может стать позиция правительства Москвы, где зарегистрировано большинство шеринговых компаний.

Планируется, что проект федерального закона об урегулировании налогообложения такси в субъектах будет готов в середине февраля. Проект о самокатах — к апрелю.

Полина Пучкова

Источник