Такая практика


Самые громкие судебные процессы в Санкт-Петербурге 2023 года

Редакция «Ъ-СПб» выбрала самые громкие судебные процессы, которые прошли в 2023 году. Некоторые из них пришли к своему логическому завершению, другие — только стартовали. В подборке — приговор бизнесмену Валерию Израйлиту, новые эпизоды для находящегося за решеткой лидера «тамбовских» Владимира Барсукова (Кумарина), уголовное преследование бывших топ-менеджеров пивоваренной компании «Балтика» Дениса Шерстенникова и Антона Рогачевского, а также начало слушаний по делу хакерской группировки REvil и суд над Дарьей Треповой (внесена Росфинмониторингом в перечень экстремистов и террористов).

Год начался с того, что Второй апелляционный суд общей юрисдикции вдруг выпустил под залог в 30 млн рублей совладельца сети парфюмерных магазинов «Рив Гош» и бывшего интернет-магазина «Юлмарт» Августа Мейера. Это стало большим событием, так как защита предпринимателя добивалась его вызволения из СИЗО больше года. Дело против господина Мейера, которого обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере, расследуется с конца 2021 года, однако возбудили его еще семь лет назад.

2023-й также запомнился несколькими новыми делами в отношении видных представителей «лихих 90-х». Это и приближенный криминального авторитета Кости Могилы (Константина Яковлева) Владимир Кулибаба, которого следствие назвало заказчиком убийства бизнесмена и депутата Госдумы первого созыва Марка Горячева, а также причастным к расправе над другим видным представителем «Бандитского Петербурга» — Игорем Савиным по прозвищу Кувалда. Кроме того, лидеру тамбовского преступного сообщества и петербургскому «ночному губернатору» Владимиру Барсукову (Кумарину) в мае ФСБ России предъявило новый эпизод, касающийся убийства вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича, которое произошло более четверти века назад. Сам бизнесмен ранее был осужден за ряд особо тяжких преступлений на 23,5 года.

Досталось в этом году также и некогда видным функционерам. Так, в начале марта в Ленобласти по подозрению во взяточничестве был задержан экс-вице-губернатор по строительству Михаил Москвин. Следствие считает, что чиновник в общей сложности получил взяток на сумму не менее 8,5 млн рублей за общее покровительство деятельности АНО «Дирекция комплексного развития территорий Ленинградской области», а также дочерних и подрядных по отношению к ней организаций. В июле другой бывший вице-губернатор, Владимир Лавленцев, стал фигурантом по уголовному делу об особо крупном мошенничестве. По некоторым данным, речь в материалах идет о хищении порядка 2,3 млрд рублей, которые господин Лавленцев получил по договору займа от своего делового партнера, бизнесмена и президента санкт-петербургского хоккейного клуба СКА Геннадия Тимченко.

В марте суровый приговор получил бывший председатель комитета финансов администрации МО «Выборгский район» Александр Болучевский, который был признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере. Приговором суда ему было назначено 12,5 лет в колонии строгого режима. За год до этого его осудили на восемь лет за дачу взятки, служебный подлог и все то же мошенничество.

А уже в июле суд приговорил и экс-главу Выборгского района Ленобласти Геннадия Орлова к семи годам колонии строгого режима по делу о хищении свыше 700 млн рублей из государственной казны. Кроме того, в конце августа восемь с половиной лет колонии за хищение более 900 млн рублей при строительстве фондохранилища Эрмитажа получил и бывший глава департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта Борис Мазо. Дело было возбуждено в 2018 году. За это время экс-чиновника успели объявить в международный розыск и вернуть на родину из Австрии.

В сентябре суд поместил в СИЗО бывшего руководителя Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток и почетного консула Никарагуа в Петербурге Виктора Трухина по делу об особо крупной растрате. А буквально через три месяца по обвинению в коррупции в следственный изолятор угодил сменивший его на посту директора института Евгений Маковский.

В октябре в Петербурге также начались слушания по делу Ивана Громова, который ранее возглавлял Петроградский и Калининский районы города, а в 2012–2016 годах занимал пост председателя комитета по информатизации и связи Смольного (КИС). Именно на этой должности, по версии следствия, функционер вместе с сообщниками похитил 244 млн рублей из городской казны. На скамье подсудимых также оказался его брат Павел Громов и ряд бывших чиновников и бизнесменов.

В мае Смольнинский райсуд прекратил в связи с истечением сроков давности уголовное дело в отношении экс-главы городского «Водоканала» Евгения Целикова. Первоначально его обвиняли в мошенничестве, а потом — в злоупотреблении должностными полномочиями, но в конце концов переквалифицировали дело по статье о халатности. При этом Целиков остается фигурантом еще по двум делам: о растрате и хищении.

Этот год также ознаменовался завершением нескольких уголовных дел в отношении бывшего главы компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. Его признали виновным в незаконном выводе за границу свыше 225 млн рублей и назначили шесть лет колонии общего режима. Однако с учетом времени, проведенного в неволе, предпринимателя освободили от наказания в зале суда. Сам Валерий Израйлит настаивает на своей невиновности. За несколько дней до приговора в его поддержку выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Также в августе суд поставил точку в долгом деле петербургских сайентологов. Руководителя церкви Рона Хаббарда Ивана Мацицкого признали виновным по нескольким статьям: от незаконной предпринимательской деятельности до организации экстремистского сообщества. Тем не менее его освободили из-под стражи прямо в зале суда: у одних вмененных в вину статей УК РФ закончился срок давности, по другим суд засчитал время, проведенное в СИЗО. Четверо его сподвижников были приговорены к штрафам.

В ноябре суд арестовал экс-президента пивоваренной компании «Балтика» Дениса Шерстенникова и ее вице-президента Антона Рогачевского. Топ-менеджерам инкриминируют мошенничество, которое якобы заключалось в уступке прав на часть брендов «Балтики» зарубежным структурам ее материнской Carlsberg Group. Сама «Балтика» передана в управление Росимущества.

Кроме того, в ноябре в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде начался процесс по «делу REvil». Ранее 1-й Западный окружной военный суд (ЗОВС-1) вернул Генпрокуратуре материалы в отношении обвиняемых, усмотрев в них нарушение принципа подследственности. Позже надзорному ведомству удалось успешно оспорить это решение, и дело было передано обратно в ГВС. Адвокаты фигурантов продолжают настаивают, что их подзащитные не только не причастны к инкриминируемым деяниям, но и вовсе не имеют отношения к именитой хакерской группировке.

В этом же месяце в здании того же ЗОВС-1 началось рассмотрение по существу дела о теракте, в результате которого был убит военкор Владлен Татарский и пострадали еще более 50 человек. По версии следствия, преступление по заданию украинских спецслужб совершила россиянка Дарья Трепова, а еще одному фигуранту, Дмитрию Касинцеву, который спрятал ее в своей квартире от правоохранителей, вменили укрывательство особо тяжкого преступления. Госпожа Трепова в суде признала вину только в подделке документов, а господин Касинцев считает, что в его случае речь может идти лишь о несообщении о преступлении.

Андрей Кучеров

Источник