В обвинительном заключении говорится, что Антон Крекер, будучи инженером первой категории стройуправления метрополитена СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», контролировал сооружение и приемку работ на участке Лахтинско-Правобережной линии от «Спасской» до станции «Морской фасад», которые ведутся в рамках госконтракта. Как утверждает обвинение, весной 2020 года Крекер договорился с подрядчиками о попустительстве и покровительстве: в частности, инженер согласился скрыть выявленные им отступления от проекта, за что в ОАО «Метрострой» на должность проходчика фиктивно оформили его знакомого, чье жалование, по версии стороны обвинения, в итоге уходило самому Крекеру. Следствие считает, что заинтересованный в лояльном отношении Крекера начальник участка все это время обеспечивал номинальному сотруднику проставление явки на рабочем месте.
После того как в итоге «Метрострой» был признан банкротом, а единственным исполнителем работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов метро в Петербурге стало АО «Метрострой Северной столицы» (МССС, совместное предприятие Смольного и группы ВТБ), псевдоработник был переведен в штат уже новой компании. Всего, как указано в материалах дела, инженер Крекер с апреля 2020-го по октябрь 2022-го получил через неработающего «проходчика» 2,7 млн рублей. «Мертвую душу» обнаружили в ноябре минувшего года во время внутренней проверки. Тогда в МССС заявили, что руководство АО принимало непосредственное участие в раскрытии преступной схемы.
«После выявления данного происшествия все причастные работники были уволены, а информация о правонарушении передана следственным органам. Данное расследование проводится, в том числе, в интересах АО «МССС», и, безусловно, компания оказывает полное содействие следственным органам»,— сообщили в пресс-службе предприятия.
В этот же период проект участка от «Спасской» до «Морского фасада» не прошел государственную экспертизу. Претензии у специалистов возникли к промежутку от «Спасской» до «Горного института». Новый исполнитель, МССС, поменял проектную документацию, однако Главгосэкспертиза дала на нее отрицательное заключение. Отрезок от «Спасской» до «Горного института» должен быть сдан в 2024 году, а до «Морского фасада» — не позднее 2030 года.
Во время следствия Антон Крекер свою вину признал и даже сообщил, что «в содеянном раскаялся». На заседании по избранию меры пресечения ему запретили выезжать за пределы Петербурга и Ленобласти, общаться со свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми, а также со всеми сотрудниками «Метростроя Северной столицы». Выступая в прениях, прокурор просил для подсудимого девять лет лишения свободы, однако на последнем слушании суд решил ограничиться шестью годами в колонии строгого режима с лишением права занимать должности на госслужбе сроком на пять лет.
Андрей Кучеров
Источник