Карго-культ


Как культурные инициативы приближают провинцию к столице, не умаляя ее идентичности

В маленьком, меньше 9 тыс. человек населения, городке Каргополь Архангельской области — новая выставка. Такая составила бы честь любому столичному музею, но сейчас заняла первый этаж Каргопольского историко-архитектурного и художественного. «Дороги русского Просвещения» стали совместным проектом этой площадки и заповедника «Царское Село». Как случилось, что в тихий северный город раз за разом приезжают институции ранга Эрмитажа? Конечно, по любви, как же еще!

Предыдущая фотографияВид города Каргополь с колокольни на Рождественский соборПрезидент фонда «Дорогами Ломоносова» Наталья Плеханова Следующая фотография 1 / 2

Вид города Каргополь с колокольни на Рождественский собор

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Президент фонда «Дорогами Ломоносова» Наталья Плеханова

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Любимая порода императрицы

В нынешний Каргополь путь из Петербурга протоптала Наталья Плеханова, президент фонда «Дорогами Ломоносова»: глаз ее заточен на красоту, каргопольские чудеса, в том числе хранящиеся в запасниках местного музея, которые заставили ее ахать. Последовала цепь неслучайных случайностей, Наталья стала владелицей старинного дома в Ошевенске — и замахнулась на первую выставку. Потом состоялась вторая, а сейчас и третья (при поддержке Президентского фонда культурных инициатив): госпожа Плеханова — амбассадор Каргополя, привезла на берега Онеги прессу и арт-тусовку Петербурга и Москвы.

«Дороги русского Просвещения» в своем роде оксюморон. Канва — рассказ о том, как Екатерина II ехала-ехала, но так и не доехала в Каргополь. Который при Иване Грозном входил в число 15 крупнейших российских городов, во времена правления императрицы сильно выгорел и был отстроен по регулярному плану, предложенному любимым архитектором Екатерины, британцем Чарльзом Камероном — царица вообще была англоманка. Это — скелет, основа. Мышцами и сухожилиями к нему крепится множество реалий, как местных, так и универсальных.

Линию из царскосельской Софии в Каргополь задала Ольга Владиславовна Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село», когда ей рассказали об идее выставки,— и из эфемерного визита императрицы вырос подробный архитектурный проект.

В этом году в проекте очень сильная образовательная сторона. Партнерство с петербургскими «Вышкой» и Архитектурно-строительным университетом привело к тому, что дизайнеры НИУ ВШЭ три дня проводили творческие лаборатории для каргопольских школьников, а студенты — чертили для выставки планы, макеты и придумывали, как с помощью малых форм создать в городе точки притяжения.

Справедливости ради: Каргополь набит красотой, как дорогой кулич изюмом, и такие точки нужны только лишь для того, чтобы подчеркнуть, обратить внимание, а не как самоцель. Но когда они будут реализованы (а все стороны уверены, что будут), это лишь придаст блеска северной речной жемчужине.

Предыдущая фотографияМалые архитектурные формы созданные студентами НИУ ВШЭ в рамках проекта «Дороги русского Просвещения»Творческие лаборатория для каргопольских школьников в музее в рамках проекта «Дороги русского Просвещения»Каргопольская глиняная игрушка. Собачка породы уиппет Следующая фотография 1 / 3

Малые архитектурные формы созданные студентами НИУ ВШЭ в рамках проекта «Дороги русского Просвещения»

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Творческие лаборатория для каргопольских школьников в музее в рамках проекта «Дороги русского Просвещения»

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Каргопольская глиняная игрушка. Собачка породы уиппет

Фото: «Дороги русского Просвещения»

Студенты же разработали и забавные стикеры для мессенджера Telegram. А все вместе с помощью центра народных ремесел «Берегиня» слепили и раскрасили маскота выставки — собачку породы уиппет: по новой легенде, это была любимая порода императрицы. Почему нет?

«Образовательная деятельность получилась важной частью проекта: ее придумала [куратор выставки и руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ] Ксения Малич,— рассказывает Наталья.— Это едва ли не бoльшая часть проекта: лаборатории, студенты и дети, которые в них участвовали, взрослые, которые приходили смотреть. Плюс очень важна серьезная исследовательская архитектурная составляющая, которую отметили и старшие коллеги. На открытие приехали специалисты из «больших» музеев Архангельска. Они ходили, изучали, спрашивали, как это сделано. Что лишний раз доказывает: это не внутренний проект маленького музея».

Выделываться перед бабами

Ходить по музею и рассматривать экспонаты — редкое удовольствие.

Предыдущая фотографияВыставка «Дороги русского Просвещения». Колесо от парадной кареты Екатерины II и ее мундирное платьеМеталлический сундук, в котором хранились деньги купцов вкладывавших в развитие города КаргопольТуфли женские «мюль». Конец XVIII века. Обувь XVIII века, мужская и женская, шилась без различия на  правую и левую ногу, что иллюстрирует и эта пара1740–1750-е. Сервиз - Предметы из сервиза для чая и шоколада. Китай, мастерские Гуанчжоу  Дети рассматривают походную чернильницу Екатерины IIВыставка выставки «Дороги русского Просвещения» Россия, Санкт-Петербург. 1766 ГМЗ  «Царское Село». Мундирное-платье-Екатерины-II – Шефское мундирное платье Екатерины II по форме Лейб-гвардии Семеновского полка Следующая фотография 1 / 7

Выставка «Дороги русского Просвещения». Колесо от парадной кареты Екатерины II и ее мундирное платье

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Металлический сундук, в котором хранились деньги купцов вкладывавших в развитие города Каргополь

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Туфли женские «мюль». Конец XVIII века. Обувь XVIII века, мужская и женская, шилась без различия на правую и левую ногу, что иллюстрирует и эта пара

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

1740–1750-е. Сервиз — Предметы из сервиза для чая и шоколада. Китай, мастерские Гуанчжоу

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Дети рассматривают походную чернильницу Екатерины II

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Выставка выставки «Дороги русского Просвещения»

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Россия, Санкт-Петербург. 1766 ГМЗ «Царское Село». Мундирное-платье-Екатерины-II – Шефское мундирное платье Екатерины II по форме Лейб-гвардии Семеновского полка

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Вот, скажем, металлический сундук, в котором хранились деньги купцов, очень много вкладывавших в любимый город,— у него две замочных скважины: заметная фальшивая и едва угадывающаяся рабочая.

Вот мюли, неожиданная обувь здешних модниц, и вполне ожидаемые вышитые жемчугом головные уборы. Полтора века назад говорили: каргопольская женщина скорей удавится, чем продаст свои жемчуга, даже если ее муж будет сидеть за долги в тюрьме.

Колеса от парадной кареты императрицы (сама карета не сохранилась), макет специально выстроенной к ее приезду колокольни, мундирное платье — каждый экспонат «Дорог» прекрасен. И даже самих музейных работников при подготовке ждали открытия.

«Я — мундирный шовинист»

Алексей Рогатнев о гардеробе Екатерины II

Читать далее

«Случилось мини-открытие: мы поняли, что наше изображение Екатерины II со свитой выполнено уникальным методом,— рассказывает начальник отдела выставок ГМЗ «Царское Село» Екатерина Швиглева.— Она всегда была под стеклом, и считалось, что это вышивка. А когда решили подготовить экспонат к выставке, поняли, что это аппликация шелковыми нитями по редкой гравюре Георга Бальтазара Пробста, и это совершенно уникальная техника. Сколько бы она еще пролежала в фонде невостребованной!»

По словам госпожи Швиглевой, они с коллегами долго думали, что везти. «У нас не так много вещей, принадлежавших непосредственно Екатерине II. И не повезешь же большой письменный стол: какое он имеет отношение к путешествию? Поэтому мы пофантазировали, что могло бы быть у нее с собой в дороге. Подобрали сервиз того времени, он на металле, с эмалью — нехрупкие материалы. Также чернильницу, прибор, который компактно собирался; столик — он при транспортировке менял конфигурацию»,— говорит Екатерина Швиглева.

Для ГМЗ это первый опыт сотрудничества с таким камерным городом: у «Царского Села» была выставка в Сарапуле, но с ним музей связан напрямую. Во время войны экспонаты были эвакуированы в маленький удмуртский городок, потом, соответственно, вернулись. «И с теми музейщиками мы как с родными»,— отмечает госпожа Швиглева.

В Великую Отечественную часть фондов, которые царскоселы не смогли вывезти за пределы Ленинграда, ушла в Центральное музейное хранилище. Предметы коллекции до сих пор содержатся, например, в Павловске. «Александровский дворец мы все еще воссоздаем и наполняем, берем на временное хранение из ГМЗ «Павловск» свои же экспонаты»,— говорит госпожа Швиглева.

По ее словам, и новая выставка вышла очень достойной, и постоянная экспозиция Каргопольского музея хороша: она получилась как комикс в дневнике, это формат, который очень легко донести до молодежи.

Кстати, еще два года назад экспозиция выглядела не так впечатляюще, как сейчас. Один рассказ Василия Борисовича Екимова, мастера, который строит лодки и восстановил храм в своей деревне Тихманьга, дорогого стоит. Так-то в Тихманьге мужики в основном рыбой промышляли: отец мастера с артелью на зимней рыбалке вытаскивал неводом по две-три тонны за раз. Но на досуге могли и скамью-суховатку вырубить — «выделывались перед бабами».

Борщ из борщевика

Может ли небольшой город получить прибыль от коллаборации с крупным музеем? Не только может, но и получает: как материальную, так и невещественную.

«Выставочный проект создан совместно, два музея и фонд делают его сообща, и интересен сам процесс,— говорит директор Каргопольского музея Екатерина Забалдина.— Это способствует креативному развитию сотрудников. Мы учимся у «больших» музеев всему, в том числе тому, что вокруг выставки: как делать линейку сувениров, как продавать мерч. Выходим за границы стен музея, работаем с городскими пространствами, разрабатываем маршруты, соединяющие выставку и город. Есть маршрут, в который включены локальные кафе. Можно прийти и пообедать тем, чем угощали представителей дома Романовых. Местных жителей очень привлекают экспонаты: никогда раньше у нас не показывали мундирное платье Екатерины II. И если на обычную музейную выставку приходит за все время тысяча человек, то на «Дивование» пришло в пять раз больше».

На вопрос, не встречают ли выставки недоумения у местных: дескать, понаехали, придумали что-то непонятное, а мы и сами с усами,— директор смущенно молчит.

«Но взгляд меняется. Задача музея как раз и состоит в том, чтобы вести просветительские программы, в которых через понятный формат объясняли бы аудитории ту или иную задумку авторов проекта. Еще я бы хотела подчеркнуть такой положительный момент: у нас есть туроператоры, которые уже много лет работают на Каргополье. И после «Дивования» они отметили, что впервые за всю их историю туристы из разных городов звонили и говорили про то, что хотят приехать в Каргополь, потому что есть такая выставка. И туроператоры стали предлагать не только обзорную экскурсию по городу и историческую экспозицию, но и визит в музей»,— отмечает Екатерина Забалдина.

Еще до открытия «Дорог русского Просвещения» были разработаны две интерактивных прогулки по городу. Сейчас к ним добавился третий аудиогид, записанный актрисой Елизаветой Боярской: она озвучивает историю и экспонатов выставки, и городских зданий.

Предыдущая фотографияКолокольня, Рождественский собор и Введенская церковь на центральной площади КаргополяАлтарь в церкви Иоанна ПредтечиВыставка икон «Небеса» из села Ловзанга в Рождественском собореВид Каргополя на Церковь Зосимы и СавватияВид с колокольни на Каргополь на Предтеченскую церковь и Соборную площадьКаргопольцы на танцплощадке в центре города Следующая фотография 1 / 6

Колокольня, Рождественский собор и Введенская церковь на центральной площади Каргополя

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Алтарь в церкви Иоанна Предтечи

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Выставка икон «Небеса» из села Ловзанга в Рождественском соборе

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Вид Каргополя на Церковь Зосимы и Савватия

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова  /  купить фото

Вид с колокольни на Каргополь на Предтеченскую церковь и Соборную площадь

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Каргопольцы на танцплощадке в центре города

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

А смотреть в Каргополе — не пересмотреть. И начинается дорога еще на ближайшей железнодорожной станции Няндома: отсюда до райцентра час-полтора езды.

«Каргополы — долги полы, приставные головы»,— троллили соседей жители Няндомы, а те в ответ огрызались: «Мамоны!»

Русский Север: что еще смотреть

Читать далее

Основное занятие в здешних местах — добыча и продажа дерева, а единственное крупное сохранившееся предприятие — Каргопольский молочный комбинат. Многие жители района работают на молочных фермах, поставляют молоко на комбинат. Средняя зарплата в городе — 30 тыс. рублей, и это не самая маленькая сумма для российской провинции.

Когда-то Поонежье славилось мастерами по выделке шкур. Беличьей шубы хватало лет на десять, стоила она 48 рублей из местной белки и 80 — из сибирской. Извозчик же на санях за три-четыре месяца зарабатывал 50 рублей.

Сейчас нет ни столько белки, ни охоты. Зато в летний сезон активно собирают грибы и ягоды. Небольшая баночка знаменитых красных рыжиков, не теряющих цвет при засолке, стоит 1000 рублей. «Правильные» грибы должны проходить в бутылочное горлышко: они такие маленькие, что раньше их нащупывали пальцами ног.

Вдоль всех дорог района буйно колосится не менее знаменитый каргопольский борщевик. «Нам его прислали по почте в 1980 году,— рассказывает гид Егор Реут.— Буквально по одному семени раздавали на деревню. Коровы растение охотно ели, но молоко стало горчить. Кстати, сибирский борщевик до XVI века активно добавляли в суп, но он другой на вкус. И у меня на экскурсии была женщина, которая рассказывала, что до сих пор варит с ним борщ».

В Каргополе две школы, одна школа искусств и два средних специальных учебных заведения: мальчики учатся на автомехаников, девочки — на педагогов и воспитателей детских садов. Большинство, отучившись, уезжает в большие города или на заводы Северодвинска. Но кто-то и остается. А некоторые вообще практикуют дауншифтинг — бегут из городов в деревушки.

Жизнь в деревне

Предыдущая фотографияАрхитектор Александр Матюхин в одной из церквей села АрхангелоВид села Архангело Следующая фотография 1 / 2

Архитектор Александр Матюхин в одной из церквей села Архангело

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Вид села Архангело

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Так поступил архитектор Александр Матюхин, 12 лет назад перебравшийся с семьей из Подмосковья в село Архангело. Подростком он попал на север в экспедицию, занимавшуюся реставрацией объектов деревянного зодчества. И пропал. Поступил в Абрамцевский колледж на художественную обработку дерева. Там встретил будущую жену Валентину, керамиста. И в 2011 году переехал в Архангело с двумя маленькими детьми. Остальные появились на свет уже в деревне.

Главные достопримечательности села — два деревянных храма: Архангела Михаила начала XVIII века и Сретения Господня, он на век моложе. Матюхин с друзьями — тоже бывшими столичными жителями — объединились в артель и потихоньку, насколько хватает сил и средств, занимаются реставрацией шедевров. За пять лет отстроили еще одну церковь, действующую и отапливаемую.

Предыдущая фотографияСело Архангело. Два деревянных храма: Архангела Михаила начала XVIII века (справа) и Сретения Господня (слева)Храм Архангела Михаила начала XVIII века в селе АрхангелоКупол храма Сретения Господня в селе Архангело Следующая фотография 1 / 3

Село Архангело. Два деревянных храма: Архангела Михаила начала XVIII века (справа) и Сретения Господня (слева)

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Храм Архангела Михаила начала XVIII века в селе Архангело

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Купол храма Сретения Господня в селе Архангело

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Артель обживает и рудную избу: 100-летнее здание разобрали по бревнышку в соседней деревне, собрали заново в Архангело и обустраивают в ней Центр традиционной культуры с мастер-классами по ремеслам и чаепитием. А по воскресеньям тут… поют песни: они были записаны в 1980-е годы в ходе фольклорных экспедиций. И исполнять свои собственные напевы жителей учил ансамбль СПбГУ.

Грузовик с небесами

Другим деревням так, как Архангело, не повезло, и свой реставратор там не появился. Даже наоборот. В декабре прошлого года в Ошевенске, входящем в список самых красивых деревень России, сгорел надвратный храм Александро-Ошевенского монастыря 1834 года постройки. Пострадал также каменный корпус, наполовину отремонтированный монахами, в огне пропало множество икон, собиравшихся по всей стране. К руинам Успенского собора монастыря добавились новые. Братия не разбрелась, здесь по-прежнему проживает семь человек. И топят по-прежнему печкой, из-за прогорания которой и случился пожар. А что делать?..

До конца ноября дорогу в Ошевенск отремонтируют: раньше это была гравийка, сейчас — песочное полотно, вскоре будет комфортный асфальт. И тогда в Ошевенскую одиннадцатилетку будет проще добраться ученикам из окрестных деревень. В школе обучается три десятка детей, в выпускном классе — один школьник. Зато внимания детям уделяют столько, что многие потом поступают в престижные вузы.

Предыдущая фотографияЖители Ошевенского погоста в День РоссииСаунинский архитектурный ансамбль. Церковь Ионна Златоуста с колокольней 1665 года постройки на Ошевенском трактеИнтерьер Церкви Ионна Златоуста 1665 года постройки Следующая фотография 1 / 3

Жители Ошевенского погоста в День России

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Саунинский архитектурный ансамбль. Церковь Ионна Златоуста с колокольней 1665 года постройки на Ошевенском тракте

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Интерьер Церкви Ионна Златоуста 1665 года постройки

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Храм Николая Чудотворца в селе Ловзанга свой пятиглавый купол утратил в 50–60-х годах прошлого века. Но и без него мощное деревянное сооружение производит ошеломительное впечатление. Огромное эклектичное здание построил архитектор Оскар Андреевич Клаузен: он же возводил и перестраивал здания в Петербурге, Екатеринославе и Крыму. В одном из приделов висит баскетбольное кольцо: да, в церкви был спортзал, играли в баскетбол, а до того хранили зерно, лишь поэтому храм и сохранился. Высоко под крышей висит одинокий треугольник: в 2001 году из храма за одну ночь украли расписные «небеса» — сняли с огромной высоты и вывезли ночью. Грузовик с «небесами» нашли в Вологде. Теперь они хранятся в Христорождественском соборе Каргополя.

Крышу в храме собираются починить силами активистов, для этого в короткие сроки собрали средства краудфандингом.

Предыдущая фотографияХрам Николая Чудотворца в селе ЛовзангаХрам Николая Чудотворца в селе ЛовзангаХрам Николая Чудотворца в селе Ловзанга Следующая фотография 1 / 3

Храм Николая Чудотворца в селе Ловзанга

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Храм Николая Чудотворца в селе Ловзанга

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

Храм Николая Чудотворца в селе Ловзанга

Фото: Коммерсантъ / Марина Мамонтова

В самом же Каргополе из нового — театр. Здешний любительский театр работал с середины XIX века, был страшно популярен и уважаем: сюда считалось зазорным прийти пешком, даже если вы жили через дорогу.

Но и не элитарен: по большим праздникам, например на Троицу, в театр пускали только крестьян из ближайших деревень.

В новом Доме культуры и театра появилось главное — буфет. Работает летняя сцена, дают спектакли, провели выставку фотографий «Вселенная BRICS»: фото с земли и с МКС, сделанные российскими космонавтами, прокатились от Рио-де-Жанейро через Каргополь (откуда пара сотен километров до космодрома Плесецк) в Пекин. Дорога в космос, что вы хотели.

«Мы уже и в прошлом, и в этом году немного вышли из музея в город. И мне хочется продолжить эту историю, чтобы она в буквальном смысле вышла на улицы,— говорит Наталья Плеханова.— Хочу чуть-чуть повернуть в сторону музыки и театра, тем более что у него теперь такое красивое здание».

Есть альтернативная версия того, почему императрица в Каргополь не доехала: возможно, ехала она в июне и особу царской крови зажрала мошка, которой здесь — более чем. Каждый год полчища насекомых атакуют Поонежье на две июньские недели — это нужно учесть при планировании путешествия.

Но если без шуток, мошка на Каргополье появилась лишь летом 2000-го года: полчища прилетели в холодном мае из Сибири.

Да и Екатерина II в город, пусть косвенно и спустя два с половиной века, все же доехала. В виде выставки. По построенным ею «Дорогам русского Просвещения».

Наталья Лавринович

Источник