Продажи новостроек в первую очередь стимулирует информация о прекращении с 1 июля 2024 года действия льготных ипотечных программ. Ограничение по сроку заставляет всех участников рынка и покупателей проявлять активность. При этом часть желающих приобрести квартиру выжидают, понимая, что девелоперы, которым из-за сокращения объемов кредитования угрожает во второй половине года серьезное падение спроса, будут вынуждены снижать цены. Застройщики же в условиях, когда строить прогнозы спроса стало заметно сложнее, стараются стимулировать продажи за счет акций и предложений, чтобы как можно быстрее реализовать уже построенное или находящееся на финальной стадии строительства жилье.
Привлечь внимание
Конкуренция обостряется, и девелоперы привлекают внимание покупателей акциями и скидками, которые могут касаться всего предложения или стимулировать продажи только выделенного ассортимента. «Во всех объектах РСТИ в течение мая действуют специальные предложения, индивидуальные для каждого проекта и предоставляющие скидки до 1 млн рублей»,— рассказывает коммерческий директор холдинга РСТИ Екатерина Немченко.
Представитель «Мегалит — Охта Групп» Ирина Орлянкина говорит о скидке в миллион рублей для покупателей некоторых квартир в проекте «Приморский квартал». «К майским праздникам, когда в Петербурге начинается высокий туристический сезон и город становится еще большим центром притяжения для гостей, мы увеличили в два раза скидку для региональных покупателей. В мае скидка составляет 200 тысяч рублей»,— добавляет она.
Руководитель отдела элитной недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге Алия Ханбекова отмечает: «На сегодняшний день самая распространенная акция от застройщиков — рассрочка без удорожания. Это популярная опция у покупателей, паркинг/кладовая в подарок». При этом она говорит, что девелоперы стараются избегать прямых скидок на квартиры, но есть проекты, где дисконт достигает 20–30% из-за большого объема предложения в ЖК.
По словам начальника управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований компании «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрия Ефремова, в масс-маркете широко представлены постоянные стандартные скидки в пределах 1–2% для партнеров, работников бюджетной сферы, льготников и иногородних; за повторную покупку и при быстром выходе на сделку; за электронную регистрацию договора. «Сезонные акции предполагают скидки до 20%, но при этом строго ограничены по времени и действуют только на определенный пул квартир»,— отмечает он.
Эксперт добавляет, что девелоперы совершенствуют и развивают программы лояльности, которые позволяют вернуть часть покупки баллами, которые затем конвертируются в денежные средства либо тратятся на приобретение машино-места или кладовой.
«Как правило, скидки выше 20% девелоперы предлагают на ограниченный пул квартир, которые по каким-то причинам важно реализовать в кратчайшие сроки. Однако хочу подчеркнуть, что многие акции и скидки сочетаются между собой, что увеличивает максимальную выгоду от покупки жилья»,— уточняет господин Ефремов.
Управляющий партнер ГК Fizika Development Александр Кравцов, рассуждая о других способах стимулирования спроса, говорит: «В инвестиционных проектах, таких как апарт-отель VIDI, хорошо работают акции, связанные с гарантированной доходностью: на разных этапах проекта мы использовали предложения с обязательной прибылью 70, 80 и 100 тыс. рублей в месяц. Также эффективно работают краткосрочные рассрочки, чтобы инвесторы могли спокойно перераспределить средства и произвести основную оплату в течение года. В этой же категории недвижимости есть акция с дополнительной меблировкой, что позволяет сразу сдавать апартаменты в аренду после получения ключей и запуска объекта».
Комбинация рассрочек
Хотя рассрочка не может полноценно заменить ипотеку, она остается популярным и удобным для покупателей инструментом, говорит коммерческий директор ГК «А101» Мария Орлова. «По нашим наблюдениям, у клиентов максимально востребованы рассрочки с первоначальным взносом и возможностью погашения после разрешения на ввод. Хотя, конечно, стоит учитывать, что не у каждого проекта финансовая модель позволяет подобный вид рассрочек»,— предупреждает она.
Господин Ефремов отмечает: «Есть предложения, предполагающие корректировку стоимости квартиры: с промежуточными или периодическими платежами (ежемесячными или ежеквартальными) и без промежуточных. К примеру, 10/90: первый взнос 10%, остаток 90% в конце. Виды рассрочек без удорожания в масс-маркете Санкт-Петербурга и области обычно фиксируют со сроком до двух лет с первоначальным взносом 30–50%». Но есть, по словам эксперта, и короткие рассрочки с выплатами в течение нескольких месяцев и первым взносом 10–20%, что, по сути, представляет собой комбинацию с трейд-ин: покупатель вносит небольшую часть сразу, затем продает вторичное жилье и погашает остаток.
Ирэн Овсепян
Источник