«Набоков, как бабочка, прожил несколько жизней»: Петербург отмечает 125-летие великого писателя


Фасады старых петербургских домов 22 апреля стали текстами и фотоальбомом. Изображения Владимира Набокова и строчки из его произведений появились в световых проекциях. Петербург отмечает 125-летие со дня рождения писателя. К юбилейной дате запустят и масштабный проект, организованный ведущими музеями Северной столицы. В Петербурге Набоков родился и прожил 19 лет, покинув город навсегда после 1917 года.

Но тот, кто хочет увидеть набоковский Петербург, обязательно его найдет. Впрочем, это путешествие лучше начать с Рождествено, где стоит родовое имение писателя.

О былой роскоши набоковской усадьбы напоминают лишь груда деревянных капителей. Убранство дворянского гнезда перекочевало в музеи. В пустых холодных комнатах – лишь восстановленные печи.

«Дверь на балкон, на котором, как писал Набоков, проходили счастливейшие часы его счастливой юности, – вот она. Первый этаж строился, как парадный: это – высота потолков, прекрасные виды, которые открываются из окон», – рассказывает директор музея-усадьбы «Рождествено» Ирина Авикайнен.

Писатель родился даже не с серебряной ложкой во рту. Дед – золотопромышленник, от дяди будущий писатель получил дом и миллионное наследство. Рождествено, Выра, Батово – 100 лет назад Набоковы были хозяевами весомой части Гатчинского района.

«Чем отличается усадьба от квартиры? Это – вселенная, здесь есть все: леса, реки, поля, можно провести целую жизнь, как у многих это и происходило», – говорит музейный проектировщик Андрей Рыбарь.

Увы, планы Набокова разрушила революция. Сначала в барском доме открыли общежитие. В Великую Отечественную войну тут квартировали немцы, после этого располагалась сельская школа. В Рождествено приезжала даже сестра писателя

«Она пишет, что вот на автобусной остановке на станции Сиверская, когда она вышла из электрички, люди – все те же: разницы между началом 20-го века, когда она девочкой уезжала из Рождествено и – это 70-е где-то годы – она не заметила», – продолжает Ирина Авикайнен.

Сам Владимир Набоков, который дожил до 70-х, так и не решился приехать на родину.

«Все мои книги, включая и первую, которую я писал на обглоданной молью кушетке в немецком пансионате, запрещены у меня на Родине, и это – потеря для России, но не для меня», – писал Владимир Набоков.

Писать он мечтал в этом доме, ловить любимых бабочек рассчитывал в этих полях.

«Понимаете, тут, как мне кажется, очень прямая связь: в произведении искусства сливаются чудо поэзии и волнение ученого на пути к открытию», – вспоминал писатель.

Если бы не его тезка, который родился в тот же день, но на 29 лет раньше, глядишь, гулял бы Владимир Набоков с сачком не по швейцарским Альпам, а в полях Петербургской губернии.

«Снаружи-то у них крылья такие яркие, яркие, но и, чтобы привлекать своего пола, чтобы полов встреча была, а обратная сторона крыльев, она очень такая невзрачная. Бабочка сложит крылья и ее перестает быть видно», – рассказывает заместитель директора по научной работе ФГБУН Зоологический Институт РАН Сергей Синев.

Людей невзрачных писатель не жаловал. Первую любовь водил в кино, гулял вместе с ней по Таврическому саду. Рассталась пара, когда молодой Володя понял: с девушкой больше не о чем говорить.

«Ни он, ни Вера Евсеевна – его жена, не скрывали, ну, наверное, нельзя сказать, пренебрежения, скорее, какого-то отсутствия интереса к тем людям, которые отличались от них просто по уровню образования, по уровню культуры. Они не скрывали, что им интересно, и хочется общаться с теми, с кем есть о чем поговорить», – говорит научный сотрудник института Русской Литературы «Пушкинский Дом» Татьяна Пономарева.

Показное высокомерие, уверены в музее Рождествено, – едва ли барская замашка. Скорее — удобная маска вечного скитальца.

«На самом деле, он не был снобом, вот именно эта задача стоит перед музеем, чтобы показать настоящего Владимира Набокова – любящего, интересующегося, открытого, очень ранимого», – раскрывает тайны личности великого писателя Ирина Авикайнен.

Будущий музей – это не стандартное дворянское гнездо. В доме 18 века откроется современное пространство, которое расшифрует тексты, прояснит смыслы.

«Символ вот этого луча фонаря велосипеда, который выхватывает какие-то мгновения, которые у него разрастаются фактически до картины мира, что жизнь. Это – череда таких мгновений, выхваченных лучом света», – объясняет музейный проектировщик Андрей Рыбарь.

Ключом к разгадке рассказов, стихов и романов Набокова, как ни странно, могут стать насекомые.

«У некоторых бабочек есть рисунок, напоминающий глаза, и вот, значит, бабочка резко раскрывает крылья, и показывает эти глаза. Это выглядит, как сова», – продолжает Сергей Синев.

Замысловатые узоры на хрупких крыльях писатель скопировал на страницах своих книг.

«У Набокова внутри текста существует своего рода узор, систематически повторяющиеся образы, лейтмотивы, или повторяющиеся слова, схожие по звучанию. Узор, который прошивает, скажем, роман или рассказ Владимира Набокова, и, как ни парадоксально, эти узоры являются ключами к его произведению», – объясняет директор музея-квартиры В.В. Набокова Андрей Аствацатуров.

Вечный скиталец, Набоков, как и бабочка, сумел прожить несколько жизней. Неизменно уходя от турбулентностей эпохи, сохранил себя.

Непримиримый сторонник индивидуализма, он проповедовал любовь к каждому мгновенью жизни.

Источник