Тень Ивана Грозного


150 лет назад в Петербурге состоялась премьера оперы Чайковского «Опричник»

В основе сюжета оперы «Опричник» — события эпохи Ивана Грозного. Главный двигатель действия — царский фаворит Федор Плещеев-Басманов, отец которого Алексей был одним из создателей службы опричников. Высоким и быстрым был карьерный взлет Федора, ужасным — падение. Иван Лажечников, автор произведения, на основе которого была создана опера, словами своих героев воспевает воинскую доблесть и честь Басманова. Однако и его настигает царская опала. Чтобы вернуть доверие своего высокого покровителя, Басманов-младший, по одной из версий, участвовал в казни собственного отца. После чего Иван Грозный отправил бывшего приближенного в ссылку со словами: «Отца своего предал, предашь и царя!»

Эскиз декорации оперы П.И. Чайковского «Опричник» (1911). Аполлинария Васнецова

Кстати, интересно, как описывает Басманова Алексей Толстой в своем романе «Князь Серебряный»: «То был молодой человек лет двадцати, необыкновенной красоты, но с неприятным, наглым выражением лица… Одет был богаче других, носил, в противность обычаю, длинные волосы, бороды не имел вовсе, а в приемах выказывал какую-то женоподобную небрежность».

На премьере оперы арию Фёдора Басманова, написанную для высокого меццо-сопрано, исполнил оперный певец Василий Васильев (псевдоним согласно афишам того времени — Васильев 2-й). Начиная с 1875 года арию Федора Басманова чаще всего исполняли женщины. Так, в Москве в роли Федора зрители увидели певицу Анну Аристову. В наше время традицию женского исполнения этой арии продолжили Александра Дурсенева в постановке Московского Большого театра и Софья Файнберг в Михайловском театре.

Главный и однозначно положительный герой оперы — молодой боярин Андрей Морозов. Он идет в опричники, чтобы жениться на любимой им дочери врага своей семьи Наталье Жемчужной. В итоге, не покорившись царскому произволу, Андрей погибает на плахе.

Тень Ивана Грозного

Предыдущая фотография1870 г. Петр Ильич Чайковский 1869 г.  Писатель Иван Иванович Лажечников Следующая фотография 1 / 2

1870 г. Петр Ильич Чайковский

Фото: М. Панов / Wikipedia

1869 г. Писатель Иван Иванович Лажечников

Фото: Wikipedia / Петр Борель /Сергей Левицкий/Wikipedia

Обратиться к новому оперному замыслу 33-летний Петр Чайковский решил после двух первых своих опер — «Воеводы» и «Ундины», которые не имели большого успеха. На этот раз композитор решил взяться за трагедию «Опричник» Ивана Лажечникова, который считается отцом русского исторического романа. Прошедший всю войну 1812 года, от Москвы до Парижа, Лажечников на десять лет опередил Александра Дюма с романом в авантюрно-историческом жанре. Его «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого» в каком-то смысле предтеча знаменитых «Трех Мушкетеров».

Либретто для новой оперы Чайковский решил писать сам. Обратиться за этим к Лажечникову, впрочем, уже и не было возможно — писатель умер в 1869 году. Композитор сократил нескольких второстепенных персонажей драмы, убрал роль самого царя, сделал более драматичной фигуру князя Вязьминского. Сочинение двигалось вяло, жаловался в письме композитор брату Анатолию. Причиной этого, по мнению Петра Ильича, было то, что сюжет «хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе».

1870 г. Императорский Мариинский театр

Премьера «Опричника» прошла в Мариинском театре Петербурга 24 апреля 1874 года и имела серьезный успех. За нее композитору была вручена премия в размере 300 рублей. Сам Чайковский отнесся к «Опричнику» критически, считая, что в ней «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки». В последующие годы опера была поставлена в Москве и на нескольких провинциальных сценах.

Сюжет «Опричника» Чайковского переносит зрителей во времена Ивана Грозного и роднит композитора с творчеством представителей «Могучей кучки». При том, что обычно их принято противопоставлять.

Однако 60-е годы XIX века были временем, когда дух истории, а с ним и тень Ивана Грозного, просто витал в воздухе. Опера создавалась в те же годы, что и «Псковитянка» Римского-Корсакова, и «Борис Годунов» Мусоргского. С тех пор тень Ивана Грозного витает во всех трех партитурах.

«Опричник» стал третьей законченной оперой Чайковского. Поставленная в Петербурге в 1874 году, опера держалась в репертуаре три сезона и имела благожелательную прессу. По другим же воспоминаниям и оценкам, сценическая судьба «Опричника» оказалась не слишком счастливой. Оконченная весной 1872 года опера с трудом была пристроена в Императорский Мариинский театр лишь через два года после создания. Но эта премьера не распахнула опере двери других театров.

В пользу второй (несчастливой) версии говорит то, что сам Чайковский остался недоволен своей работой и запретил печатать партитуру, пока не доделает новую редакцию. Известно, что он интенсивно занимался «Опричником» в последний год жизни, но довести задуманное до конца не успел. Опера эта ставилась много раз до революции и чуть реже, но все же с определенной периодичностью, в советское время: Екатеринбург, Киев, Нижний Новгород, Бишкек, Харьков, Пермь. В 1999 году она, спустя столетие, вернулась в Большой театр, а в 2015 году — в Мариинку.

Хлопоты и афиша вверх ногами

К моменту окончания работы над «Опричником» Чайковский еще не имел влиятельных связей в театральном мире Петербурга. Началась обычная волокита, которую Чайковский переживал с волнением и беспокойством, не зная, увидит ли сцену его новое произведение. Заботы об этом вопросе он поручил Василию Бесселю, известному в Петербурге музыкальному деятелю и издателю, когда-то окончившему вместе с Чайковским консерваторию.

1870-е гг. Василий Васильевич Бессель

Бессель вспоминал: «Не имея никаких связей с дирекцией императорских театров в С.-Петербурге… Петр Ильич вложил в мои руки все дело постановки „Опричника»».

В начале мая Чайковский писал начальнику репертуара императорских театров П. С. Федорову, одному из членов дирекции: «Милостивый государь Павел Степанович! На сих днях через посредство музыкального торговца г. Бесселя к Вашему превосходительству будет доставлена полная партитура только что оконченной мною четырехактной оперы «Опричник». Представляя мой труд на благоусмотрение Дирекции, я осмеливаюсь покорнейше просить Ваше превосходительство отнестись благосклонно к произведению, которое есть во всяком случае плод упорного и добросовестного труда».

Писал Чайковский и Бесселю с повторной просьбой «похлопотать». Хлопоты эти, возможно, и были энергичными, но оказались слишком корыстными.

Это был тот случай, когда, продав продюсеру свое произведение, автор продешевил, но уже ничего не поделать. Композитор продал Бесселю оперу «Опричник» в полную собственность за 1000 рублей. Тот же за каждое представление, как собственник оперы, получал 200 рублей. Всего «Опричник» прошел в Петербурге четырнадцать раз, да еще раз десять в Москве, шла эта опера и в провинции, так что Бессель с лихвой вернул затраченные деньги.

Неудивительно, что, когда уже после смерти Чайковского, в 1896 году, встал вопрос о возобновлении оперы в Мариинском театре, Бессель был против, так как не желал отдавать театру «Опричника» бесплатно.

В переписке композитора с друзьями видны его сильнейшие переживания, во время первых репетиций Чайковский страшно недоволен буквально всем: декорациями, исполнением, собственной музыкой. Зная, что его московские друзья собираются специально приехать на премьеру оперы, Чайковский 25 марта 1874 года писал своему другу, профессору Московской консерватории К. К. Альбрехту:

«Карлуша!
…Объяви всем нашим, что моя опера пойдет в пятницу на святой, и если состоится предполагаемая поездка, то предупреди, чтобы я мог достать билеты. Но, по правде сказать, я бы лучше желал, чтобы никто не приехал. Ничего особенно хорошего в опере нет. А впрочем — как знаете».

Брошюра «Опричник» - либретто оперы П.И. Чайковского. Издатель: «"Василий Бессель и К". Поставщик Двора ЕИВ. СПб"»

Модест Чайковский вспоминал, что в те дни его брат был очень раздражителен. Он писал в своих воспоминаниях: «В день, когда должна была появиться в первый раз афиша «Опричника», мы с Петром Ильичом завтракали в «Пассаже» и после я предложил ему пройтись до Александринского театра, чтобы посмотреть на афишу. Он согласился, но последовало разочарование — афиша оказалась прикрепленной вверх ногами».

Анна Кашурина

Источник